Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания своего ребенка через создание открытого пространства для взаимодействия родителей и специалистов. Другими словами, цель нашего проекта — помочь родителям получить практический навык взаимодействия со своими детьми, понимать их, помогать преодоелвать трудные моменты и кризисные точки развития.
Многие родители сегодня испытывают затруднения во взаимодействии с детьми. Несмотря на изобилие информации по воспитанию и развитию детей (литература, интернет-источники), часто эта информация противоречива, не всегда доступна для понимания и носит теоретический характер.
Родители нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, однако не всегда психолого-педагогическая помощь является легкодоступной. В образовательных организациях города работают педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, но помощь специалиста бывает нужна и до поступления ребенка в детский сад. Кроме того, иногда родители не хотят озвучивать свои затруднения специалистам детских садов, не желая показаться некомпетентными, боятся «навредить» ребенку, что к нему будут относиться предвзято или просто хотят иметь право выбора специалиста, что не всегда возможно в рамках ДОУ. Эти данные наша организация почерпнула из опросов родителей детей, посещающих наш центр.
Наблюдается противоречие между необходимостью получения своевременной психолого-педагогической помощи родителями дошкольников и ограниченными возможностями для ее получения.
Наш проект Родительская гостиная «МАМСОВЕТ» направлен на решение актуальных запросов родителей в вопросах взаимодействия с детьми, наша цель — дать не только практические рекомендации родителям, но и проработать эти вопросы в тренинге, помочь получить навык преодоления трудностей.
Актуальные запросы родителей собираются через опросы в социальных сетях и анкетирование родителей воспитанников нашей организации и родителей детей, посещающих организации — партнеров.
Исходя из запроса родителей выбирается тема и проводится открытая встреча с родителями. В ходе открытой встречи уточняется их запрос и формируется группа для углубленной работы.
Углубленная работа представляет собой цикл встреч (4-5 занятий) по определенной теме (адаптация к детскому саду, что делать с детскими капризами и т. п. ) В ходе встреч родители получают возможность не только получить новую информацию от специалистов, но и приобрести новый опыт в ходе тренинговых упражнений, практических заданий. Участники встреч делятся своим родительским опытом, получают поддержку педагогов, психологов, что способствует снижению тревожности. В ходе реализации проекта родители могут обратиться за индивидуальной консультацией педагога, психолога. На протяжении работы в группе осуществляется сопровождение в чате родительской поддержки (в мессенджерах), участники чата получают дополнительную информацию, ссылки на проверенные интернет-ресурсы, могут задать свои вопросы, делятся своими находками и открытиями по мере освоения программы родительского курса.
В результате на выходе из проекта участники получают ответы на актуальные вопросы, повышается уровень родительской компетентности, снижается тревожность, возрастает уверенность родителей, что в свою очередь благоприятно сказывается на детско-родительских отношениях.
Основными участниками нашего проекта являются две целевые группы родителей детей дошкольного возраста:
Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем, что подтверждают и запросы от родителей в нашем городе. Эти вопросы актуальны независимо от регион
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. От совместной работы родителей и педагогов-психологов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно качественно реализованный проект поможет решить проблемы взаимодействия с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. В свою очередь, это даст нам спокойного родителя, способного успешно реализовать себя как активного гражданина общества, созидателя, а детям поможет в гармоничном становлении как личности.
Проект действует с 2022 года. Уже несколько групп родителей прошли тематические программы проекта.
Успешная реализация мероприятий проекта заключается в использовании современных методик, как проверенных временем, так и нетрадиционных. Активные формы практик позволяют родителям эффективно воспринять и использовать на практике полученные навыки. Для решения целей проекта используем с родителями игровые технологии (игропрактики), такие как работа с игровыми эмоциональными тренажерами, техники арт-терапии, использование метафорических ассоциативных карт в системе детско-родительских отношений. Встречи с родителями по актуальным вопросам — не просто встречи, в виде лекций с теоретическими выкладками, а настоящие коуч-сессии, на которых новые умения воспринимаются как навыки, к которым родители «пришли самостоятельно». Этим обусловлен успех проекта.
За время действия проекта родители отметили качественные изменения во взаимоотношениях с детьми: по-другому стали воспринимать «капризы» своего ребенка, как сигнал к решению скрытой проблемы, а не как «вредность характера». Групповые занятия у родителей расширяют возможности понимания своего ребенка, улучшают рефлексию взаимоотношений в семье, вырабатывают новые навыки взаимодействия с ребенком. Кроме того, коммуникации в семье становятся более активными и созидательными.
Самое главное, у родителей появляется качество, называемое – компетентность. А это значит, у них не просто накапливаются знания, а формируется умение принимать эффективные решения в сфере воспитания. А что может быть важнее для нас, родителей единственного и уникального ребенка – прямо сейчас научиться делать это самое важное дело в жизни? Ведь завтра ребенок уже вырастет…
Киселева Алена Сергеевна — самозанятая
Детский центр развития "Лицей для малышей «Вишенка» (ИП Шубина Е. В.)
ИП Киселева Л. М. — Банкетный зал «Атриум»
Комитет по социальному предпринимательству Курганского регионального отделения Опора России
Киселева Алена Сергеевна, — психолог проекта (педагог-психолог высшей квалификационной категории)
Шубина Екатерина Васильевна — куратор, организатор проекта
Информационные ресурсы — размещение информации о проекте на площадках интернет-сообществ партнеров
Использование помещений партнеров для проведения мероприятий проекта
Использование методических материалов партнеров проекта
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций