Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Формирование средствами обучения игре в регби активной личности, мотивированной к ведению здорового образа жизни, способной к самовыражению в области физической культуры, ориентированной на нравственные спортивные ценности.
Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения всех детей, участников лагерных смен, к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе, для расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда.
Дополнительное образование в лагере – один из немногих способов совместить отдых ребенка и организовать досуг, обеспечивающий личностное развитие, интерес к обучению. Для достижения этой цели в Детском оздоровительном лагере «Заря» разрабатываются и реализуются программы дополнительного образования самых разных направленностей – художественной, технической, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной. С учетом пожеланий детей и родителей организованы разновозрастные группы, в которых дети могут заниматься в разнообразных объединениях: кружках, клубах, лабораториях, творческих мастерских. Организация кружковой деятельности лагеря включает в себя ряд этапов: изучение интересов прибывших в лагерь детей, презентация имеющихся в лагере кружков на общем сборе, ознакомление детей с режимом работы всех кружков, самоопределение детей и запись их в кружки, деятельность ребят в кружках, текущее отражение результатов деятельности детей, подведение итогов работы кружков в конце смены и представление результатов их деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Регби» объединяет в себе задачи удовлетворения потребностей детей в двигательной активности, развития мотивации к занятиям физкультурой и спортом, укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, приобщение к нравственным спортивным ценностям: Труд, Совершенство, Единство, Дружба, Уважение.
Регби – контактный командный вид спорта, регбийный матч представляет собой соревнование двух команд, каждая из которых представлена пятнадцатью полевыми игроками. На лицевой линии поля находятся Н-образные ворота, а за лицевыми линиями поля расположены зачетные зоны команд. Основной задачей каждого из соперников является совершение результативных действий, то есть поражение ворот (удар выше перекладины) или занос мяча в зачетную зону оппонента.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Регби» является по содержанию – физкультурно-спортивной, по уровню освоения – ознакомительной, по форме организации – очной, по степени авторства – модифицированной. Программой предусмотрены образовательные траектории, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность: для начинающих и детей (траектория «Старт»), имеющих опыт игры в регби (траектория «Опыт»).
Младший подростковый возраст – это один из самых сложных этапов развития детей. Особенно в социальном плане (общение, взаимодействие с окружающими людьми, взаимопонимание). В связи с этим пристальное внимание необходимо обращать на проявления психо-эмоциональной сферы юных игроков. Характерной чертой подростков является эмоциональная неуравновешенность, выраженная в следующих поведенческих реакциях: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам, частая и резкая смена настроения
Одновременно с этим у детей возникает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми.
Естественно, это отражается и на работе педагога. Чтобы нивелировать отрицательные проявления переходного возраста ребенка, педагоги и родители должны понимать: этот, казалось бы, невесть откуда взявшийся негативизм и является началом поиска подростком собственной уникальности, осознания себя как личности, познания собственного Я.
Регби помогает справляться с психологическими проблемами детям и родителям
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить основы игры Регби, но воплощается в решении задач, конкретизируемых с учетом временного масштаба, индивидуальных возможностей детей и основных направлений (компонентов) подготовки. Конкретизация задач находит выражение в объективно измеряемых количественных и качественных показателях: результатах игр, тестовых показателях, параметрах тренировочной и соревновательно-игровой деятельности.
Отличительная особенность программы состоит краткосрочном периоде реализации, ограниченном сроками смены в детском оздоровительном лагере, ориентации на активное использование технологии личностно-ориентированного обучения, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку, наличии образовательных траекторий, соответствующих возрасту и игровому опыту учащихся, в «ситуации успеха» для каждого.
Особенностью данной программы является её адаптированность к конкретным условиям Детского оздоровительного лагеря «Заря», а также к способностями возможностям разных возрастных групп детей, находящихся в лагерной смене.
1) Автор проекта: Столярова Юлия Александровна, директор ООО ДОЛ «Заря»
2) Автор программы: Акжигитов Артур Ринатович, заместитель директора ООО ДОЛ «Заря»
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций