Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Повысить осведомленность родителей, педагогов и медиков о том, что проблемы со слухом или нарушения слуховой обработки могут быть причиной неуспеваемости в школе. Добиться включения диагностики слуха школьников в обязательную
программу ежегодных профосмотров.
Проект массового скринингового исследования слуха у школьников с применением аппаратных методов. Диагностика начальных проявлений тугоухости и заболеваний органов слуха у детей в период повышенной сенсорной нагрузки. Выявление школьников, испытывающих сложности в обучении, по причине нарушения слуховой обработки (НСО). В таком случае дети с нормальным тональным слухом, без патологии проведения и восприятия звука, могут проявлять ограничения в понимании речи, выделения информации в сложных акустических обстановках и проблемы в локализации источника, что негативно сказывается на эффективности процесса обучения и общих результатах образования.
Проект направлен на сбор и анализ данных, которые могли бы служить основанием для введения скринингового исследования слуха у школьников в программу обязательных профосмотров в России.
В результате аналогичного обследования учащихся 4000 европейских школ выяснилось, что проблемы со слухом выявлены у 13,9% детей. 3 — 5 % детей страше 7 лет страдают нарушением слуховой обработки. У 10% детей с НСО подтвержден или подозревается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это послужило основанием для принятия в Европе соглашения об обязательном аудиологическом скрининге детей школьного возраста.
В России аудиоскрининг проводится только новорожденным. Эта мера повышает эффективность ранней коррекции глухоты и тугоухости, но риски возникновения нарушений слуха не заканчиваются в младенчестве.
По данным НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, существует прямая взаимосвязь между особенностями психофизического развития детей школьного возраста и проблемой снижения слуха. Это соотносится не только с глухотой, но и с незначительными искажениями звукового восприятия. Нарушение слуха негативно сказывается на развитии познавательной деятельности, в том числе, на логике, способность делать обобщения, абстрактном мышлении и так далее.
Проект в течение двух лет реализуется за счет собственных средств ООО «МастерСлух», участвует в программах грантовой поддержки. В перспективе, авторы проекта расчитывает на привлечение внимания органов федеральной власти и общественных организаций к результатм проекта и его социальной значимости, а также — включения аппаратной диагностики слуха школьников и тестирования на выявление нарушений слуховой обработки (НСО) в программу ОМС.
Родительские объединения, руководители учебных заведений, а также представители органов государственного управления могут обратиться с заявкой на проведение аудиоскринига в конкретной школе через сайт компании. социальные сети, электронную почту либо личным заявлением на имя руководителя ООО «МастерСлух».
В России аудиоскрининг проводится только новорожденным. Эта мера повышает эффективность ранней коррекции глухоты и тугоухости, но риски возникновения нарушений слуха и слуховой обработки не заканчиваются в младенчестве.
По данным НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, существует прямая взаимосвязь между особенностями психофизического развития детей школьного возраста и проблемой восприятяи речи. Это соотносится не только с глухотой, но и с незначительными искажениями звукового восприятия и нарушениями слуховой обработке при медицинской норме слуха.
Проект находится в стадии активной реализации. Всего на I полугодие 2023 года в проекте приняли участие 1018 школьников из разных регионов России. Скрининговую проверку слуха прошли 621 ученик общеобразовательных школ Таганрога, Азова и Азовского района, Неклиновского района Ростовской области, а также — двух лицеев Санкт-Петербурга и Московской области.
В 2022 году, в ПВР беженцев в Ростовской области, в рамках проекта скрининговую проверку слуха прошли 397 школьника. Это дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из 4 детских домой и домов ребенка ДНР.
У 60% обследованных нарушений в работе слухового анализатора не выявлено.
Устойчивых потерь слуха по сенсоневральному типу, которые вызывают наиболее тяжелые последствия в развитии: выявлено 4 человека (менее 1%). Эти дети будут проходить углубленное сурдологическое обследование.
У 24% школьников отмечаются особенности слуха, в том числе — на фоне признаков хронического проявлений ЛОР-заболеваний.
У более чем 15% учащихся (что соотносится с данными аналогичных исследований, проведенных в Евросоюзе) диагностированы незначительные снижения слуха от 10 до 35 дБ на отдельных частотах.
У 3 — 5% школьников выявлены первичные нарушения слуховой обработки (без патологий слуха). У мальчиков это заболевание встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Выявляется у детей старше 6-7 лет, так как нет инструментов для более ранней диагностики.
Информационную и организационную поддержку проекту оказывают:
АНО ДПО «Институт слуха и речи»,
БФ «Слышать жизнь»;
Движение «Народный фронт».
Телеграм — t.me/s/school_audio_screening
Вконтакте - vk.com/school_audio_screening
www.bochkarev.blog/shkolnyj-audioskrining-2/
www.nvgazeta.ru/news/12376/597491/
ro.today/3609-v-rostovskoj-oblasti-startovala-akcija-po-proverke-sluha-u-shkolnikov.html
bloknot-taganrog.ru/news/v-profilakticheskoy-proverke-slukha-u-shkolnikov-r
rg.ru/2020/12/28/reg-ufo/v-rostovskoj-oblasti-provedut-proverku-sluha-1500-shkolnikov.html
Министерство экономического развития Ростовской области,
Министерство Здравоохранения Ростовской области,
Министерство общего образования Ростовской области,
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций