Школьный аудиоскрининг

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Южный
Субъект Федерации
Ростовская область
Город
Таганрог

Информация об организации

Название
ООО «МастерСлух»
Год создания
2006
Руководитель
Бочкарев Д. М.
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Носок Константин Анатольевич
Должность
главный врач

Информация о проекте

Год начала реализации
2021
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Повысить осведомленность родителей, педагогов и медиков о том, что проблемы со слухом или нарушения слуховой обработки могут быть причиной неуспеваемости в школе. Добиться включения диагностики слуха школьников в обязательную
программу ежегодных профосмотров.

Краткое описание

Проект массового скринингового исследования слуха у школьников с применением аппаратных методов. Диагностика начальных проявлений тугоухости и заболеваний органов слуха у детей в период повышенной сенсорной нагрузки. Выявление школьников, испытывающих сложности в обучении, по причине нарушения слуховой обработки (НСО). В таком случае дети с нормальным тональным слухом, без патологии проведения и восприятия звука, могут проявлять ограничения в понимании речи, выделения информации в сложных акустических обстановках и проблемы в локализации источника, что негативно сказывается на эффективности процесса обучения и общих результатах образования. 

Проект направлен на сбор и анализ данных, которые могли бы служить основанием для введения скринингового исследования слуха у школьников в программу обязательных профосмотров в России.

В результате аналогичного обследования учащихся 4000 европейских школ выяснилось, что проблемы со слухом выявлены у 13,9% детей. 3 — 5 % детей страше 7 лет страдают нарушением слуховой обработки. У 10% детей с НСО подтвержден или подозревается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это послужило основанием для принятия в Европе соглашения об обязательном аудиологическом скрининге детей школьного возраста.

В России аудиоскрининг проводится только новорожденным. Эта мера повышает эффективность ранней коррекции глухоты и тугоухости, но риски возникновения нарушений слуха не заканчиваются в младенчестве.

По данным НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, существует прямая взаимосвязь между особенностями психофизического развития детей школьного возраста и проблемой снижения слуха. Это соотносится не только с глухотой, но и с незначительными искажениями звукового восприятия. Нарушение слуха негативно сказывается на развитии познавательной деятельности, в том числе, на логике, способность делать обобщения, абстрактном мышлении и так далее.

Целевая аудитория
Органы государственного управления, ответственные за организацию
образования и здравоохранения;
Родители детей, обучающихся в общеобразовательных средних
школах;
Директора, завучи и педагоги общеобразовательных средних школ;
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
Повышение эффективности образования путем выявления среди внешне здоровых детей школьников, испытывающих сложности в понимании речи, выделении информации в сложных акустических обстановках и проблем в локализации источников звука. Это может происходит по причине нарушений слуховой обработки (НСО) либо — из-за  нарушений слуха.
Школьник с такими проблемами:
 — хуже запоминает информацию;
 — быстрее устает;
 — затрудняется читать и писать одновременно. 
Последствия таких нарушений в фазе активного развития у детей с годами растут, как снежный ком: нет внимания – снижается успеваемость, теряется интерес к учебе. 
 
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Проект в течение двух лет реализуется за счет собственных средств ООО «МастерСлух», участвует в программах грантовой поддержки. В перспективе, авторы проекта расчитывает на привлечение внимания органов федеральной власти и общественных организаций к результатм проекта и его социальной значимости, а также — включения аппаратной диагностики слуха школьников и тестирования на выявление нарушений слуховой обработки (НСО) в программу ОМС. 

Родительские объединения, руководители учебных заведений, а также представители органов государственного управления могут обратиться с заявкой на проведение аудиоскринига в конкретной школе через сайт компании. социальные сети, электронную почту либо личным заявлением на имя руководителя ООО «МастерСлух». 

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

В России аудиоскрининг проводится только новорожденным. Эта мера повышает эффективность ранней коррекции глухоты и тугоухости, но риски возникновения нарушений слуха и слуховой обработки не заканчиваются в младенчестве.

По данным НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, существует прямая взаимосвязь между особенностями психофизического развития детей школьного возраста и проблемой восприятяи речи. Это соотносится не только с глухотой, но и с незначительными искажениями звукового восприятия и нарушениями слуховой обработке при медицинской норме слуха. 

Проект находится в стадии активной реализации. Всего на I полугодие 2023 года в проекте приняли участие 1018 школьников из разных регионов России. Скрининговую проверку слуха прошли 621 ученик общеобразовательных школ Таганрога, Азова и Азовского района, Неклиновского района Ростовской области, а также — двух лицеев Санкт-Петербурга и Московской области.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1243

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
397
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

В 2022 году, в ПВР беженцев в Ростовской области, в рамках проекта скрининговую проверку слуха прошли 397 школьника. Это дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из 4 детских домой и домов ребенка ДНР.

У 60% обследованных нарушений в работе слухового анализатора не выявлено.

Устойчивых потерь слуха по сенсоневральному типу, которые вызывают наиболее тяжелые последствия в развитии: выявлено 4 человека (менее 1%). Эти дети будут проходить углубленное сурдологическое обследование.

У 24% школьников отмечаются особенности слуха, в том числе — на фоне признаков хронического проявлений ЛОР-заболеваний.

У более чем 15% учащихся (что соотносится с данными аналогичных исследований, проведенных в Евросоюзе) диагностированы незначительные снижения слуха от 10 до 35 дБ на отдельных частотах. 

У 3 — 5% школьников выявлены первичные нарушения слуховой обработки (без патологий слуха). У мальчиков это заболевание встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Выявляется у детей старше 6-7 лет, так как нет инструментов для более ранней диагностики. 
 

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Информационную и организационную поддержку проекту оказывают:

АНО ДПО «Институт слуха и речи»,

БФ «Слышать жизнь»;

Движение «Народный фронт». 

Количество членов команды проекта
7
Члены команды проекта
1. Бочкарев Дмитрий Михайлович, автор проекта.
2. Гребенюк Ирина Эдуардовна, совладелец сети медицинский центров «МастерСлух», к. м. н., врач сурдолог-оториноларинголог, инициатор и научный руководитель проекта.
3. Носок Константин Анатольевич, главный врач сети медцентров «МастерСлух», общее руководство проектом.
4. Анохина Елена Анатольевна, к. м. н., врач сурдолог-оториноларинголог. 
Медицинская аналитика и обработка данных.
5. Карпенко Наталия Алексеевна. Медицинская сестра, аудиометрист-диагност. 
6. Шатохина Татьяна Николаевна. Медицинская сестра, аудиометрист-диагност.
7. Попова Зоя Анатольевна. Медицинская сестра, аудиометрист-диагност.
 

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
1268190
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Проект реализуется при информационной и организационной поддержке «Народного фронта», ассоциации «Волонтеры-медики», АНО ДПО «Институт слуха и речи», БФ «Слышать жизнь», Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и отдельных волонтеров. 

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название

Министерство экономического развития Ростовской области,

Министерство Здравоохранения Ростовской области,

Министерство общего образования Ростовской области,

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ