Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Согласно клиническим рекомендациям «Специфические расстройства развития речи у детей», утвержденных Минздравом России в 2020 г., в Международной классификации болезней заикание выделено в отдельный код F98.5 МКБ-10, который относится к классу Психических расстройств и расстройств поведения (F00-F99), подгруппы «Других эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F98.0 МКБ-10).
Заикание возникает в возрасте от 2-х до 5-6 лет, в момент бурного развития фразовой речи на фоне органических или функциональных нарушений ЦНС. В среднем, по статистике, им страдает до 7.5% детей дошкольного возраста, а это более 1.1 млн человек, до 4% детей школьного возраста или почти 700 000 человек и до 1.5% взрослых, что составляет еще 2 млн. Таким образом в нашей стране имеют это нарушение речи более 3.8 млн человек. При тяжелых формах заикание ведет к полной невозможности осуществлять внешнюю коммуникацию и к инвализации. Чаще всего с возрастом заикание отягащается вторичными психологическими наслоениями в виде различных логофобий и неврозов, что не дает человеку не только нормально общаться с внешним миром, но и реализовываться в профессиональной и личной сфере. Многие профессии имеют высокие требования к качеству речи и являются недоступными для людей с заиканием: летчики, диспетчера, хирурги, дикторы, учителя и т. д. Именно поэтому вопрос реабилитации детей и взрослых с данной проблемой является социально значимым и актуальным!
На сегодняшний день имеющиеся подходы к решению данной речевой проблемы являются малоэффективными и очень трудоемкими, часто имеют место рецедивы, что только ухудшает психологическое состояние детей и их родителей. Многие современные подходы в коррекции заикания ориентированы на детей с так называемой функциональной, невротической формой заикания и полностью игнорируют органические формы или неврозоподобные, которые имеют наиболее тяжелые проявления в речи и, соотвественно, более тяжело поддаются коррекции. Таким образом, получение адекватной коррекционной помощи, которая позволила бы людям не только свободно говорить, но и полноценно себя профессионально реализовывать, крайне затрудненно. Представьте себя на месте зикающегося человека! Вы хотите что-то сказать и не можете, Слова застревают на языке, все мышцы лица сковываются и дыхание замирает! И к этому присоединяется чувство неловкости, а порой и стыда за свою речь, за невозможность выступить на конференции или собрании, рассказать свою идею, работать по той специальности о которой мечтал всю жизнь, только потому, что там надо хорошо говорить! У заикающихся людей, с возрастом, к заиканию добавляется невроз личности, что значительно снижает качество их жизни.
В нашем центре «Академия речи Шутовой» (свидетельство на товарный знак №932528) уже более 10 лет успешно реализовывается метод системной комплексной логоритмики в коррекции заикания у детей и взрослых, разработанный руководителем, логопедом, дефектологом, заикологом - Шутовой Натальей Геннадьевной. Уникальность и новаторство метода закреплено двумя патентами searchplatform.rospatent.gov.ru/doc/RU2721301C2_20200518?q=&from=search_simple&hash=-1559620079 searchplatform.rospatent.gov.ru/doc/RU2735057C1_20201027
Метод предусматривает воздействие не только на переферический речевой аппарат, к которому относится дыхание, голос и органы артикуляции, т.е те области, где и проявляются спазмы мышц при разговоре, но, в первую очередь, на центральный речевой аппарат, т.е подкорковые и стволовые отделы мозга, нарушение работы которых и ведет к спазмированию речевых мышц. Метод подразумевает четкую и структурированную работу с такими системами, как вестибулярная и мозжечковая. Именно они отвечают за мышечный тонус, координацию и целенаправленность движений. Все упражнения являются в том или ином виде логоритмическими комплексами, которые стимулируют и развивают стволовые отделы мозга, отвечающие за темп и ритм речи.
Вся работа проводится в виде 10 — 12-ти дневных интенсивов с ежедневными занятиями от 4 до 6 часов малыми коммуникативными группами до 5 человек. У детей дошкольного возраста интенсив рассчитан на 48 часов: — 12 дней занятий по 4 часа; у школьников и взрослых на 60 часов:- 10 дней по 6 часов. У дошкольников к занятиям допускаются дети от 4-х лет, что является еще одним явным преимуществом перед другими подходами к коррекции заикания где дети принимаются на занятия не ранее 5-ти лет. Чем меньше стаж заикания у ребенка, тем легче и быстрее пройдет процесс восстановления нарушенной речи! Еще одним преимуществом данного метода является полное вовлечение в работу семьи. Даже у подростков родители являются активными участниками интенсивного курса. У взрослых мы настоятельно рекомендуем подключаться всем членам семьи, чтоб была психологическая поддеержка на пути к свободной речи.
За короткий промежуток времени прохождения интенсива мы нарабатываем новый навык свободной и естественной, эмоционально окрашенной ритмизированной речи, которая позволяет после курса самостоятельно в домашних условиях закреплять полученный результат. Это является еще одним важным преимуществом данного метода перед другими. Разработанная и запатентованная система ритмизации речи исключает послоговое, механическое и монотонное проговаривание, которое используется другими авторами. Уже с первых дней занятий дети и взрослые получают слитную естественную речь. Данный подход минимизирует рецедивы заикания и показывает высокую эффективность и стойкий положительный результат. По нашим многолетним наблюдениям наши выпускники учатся в летных училищах, в мед институтах, снимаются в кино и ведут программы на детском телевиденье. Т.е они полностью социально реабилитированы.
Таким образом метод, комплексной системной логоритмики в коррекции заикания у детей и взрослых имеет целый ряд инновационных преимуществ перед другими подходами. А именно:
1. В коррекцию принимаются дети от 4-х лет.
2. В процесс активно вовлекается вся семья
3. Короткие сроки наработки нового навыка плавной и свободной речи (от 10 до 12 дней)
4. Комплексное воздействие на причинный уровень нарушения и, как следствие, возможность говорить без спазмов с первых дней занятий
5. Совершенно новый принцип ритмизации речи, который позволяет сразу говорить целыми словами с естественной интнацией, избегая этап послоговогой ритмизации (Напр., Ма-ма, да-вай пой-дем гу-лять.). В других методах практикуется послоговая ритмизация до года занятий, что ведет к механической и монотонной речи и значительно снижает коррекционный успех.
6. Высокая эффективность метода даже у детей с тяжелыми заболеваниями ЦНС — ЗПР (задержки психического развития), дизартрия, диспраксия и др.
7. Побочный эффект от прохождения интенсива по коррекции заикания — мощный скачок в развитии всех высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, анализ и синтез, планирование и т. д. )!
Наш метод полностью готов и имеет многолетнюю успешную апробацию при разных видах заикания у детей от 3.5 до 18 лет и у взрослых до 50-летнего возраста. Его инновационная составляющая:
1. Наличие патента №2721301 на метод, подтверждающее его уникальность
2.Обучение родителей приемам коррекции за время 10-12-ти дневного интенсива
3. Уникальная авторская система ритмизации прозаической речи, подтвержденная патентом №2735057
4. Все приемы и упражнения имеют логоритмическую структуру, что позволяет воздействовать на причинный уровень заикания, а именно: на подкорковые двигательные центры и стволовые структуры мозга, на развитие межполушарного взаимодействия и компенсацию дисфункции мозжечка
5. За 10-12 дней занятий мы формируем естественную плавную речь, которой легко пользоваться за пределами кабинета.
6. В основу метода положены авторские разработки, не имеющие аналогов в мире (логоритмика с нейрогимнастикой, приемы постановки дыхания, система голосовых и ритмических упражнений)
7. Метод позволяет успешно работать со всеми видами заикания, как невротическим (функциональным), так и неврозоподобным (органическим)
За время существования проекта у 3-х взрослых заикающихся была снята инвалидность по речи. У детей с невротическим (функциональным) заиканием полный выход в нормальную речь составляет 80%, с неврозоподобным (органическим) — 65%. Это один из самых высоких показателей эффективности среди других методов коррекции заикания. У остальных деток отмечалась значительная положительная динамика.
Из данного метода восстановления речи при заикании, в отдельные направления развития и коррекции детей с особенностями в развитии и речи вышла программа по логоритмике с нейрогимнастикой. Она существует, как самостоятельный продукт в онлайн школе и активно применяется коллегами логопедами и дефектологами по всему миру. Данная программа быстро развивает все высшие психические функции (память, внимание, мышление) и не требует больших финансовых вложений. Внедрение ее в массовые дошкольные учреждения поможет вывести показатели обучаемости наших детей на новый качественный уровень! В данное время мы рассматриваем возможность внедрения ее в детские сады в Ульяновской области через Центр «Мой бизнес».
Наш экономический потенциал лежит, в первую очередь, в семейной форме организации бизнеса. Шутова Наталья Геннадьевна осуществляет общее руководство компанией и Ульяновским центром, ее дети Константин Витальевич и Владислава Витальевна руководят филиалом в Санкт-Петербурге и проводят там занятия по коррекции заикания у детей и взрослых.
На сегодняшний день имеются 17 официальных лицензиатов по России. Это специалисты логопеды, прошедшие персональное обучение методу у автора Шутовой Н. Г. в рамках заключенного ими лицензионного договора о передаче прав на использование интеллектуальной собственности. С каждого проведенного курса лицензиаты перечисляют авторское вознаграждение в виде 10% от полученного дохода при использовании данного метода коррекции заикания.
Так же подобные лицензиаты работают в республиках Беларусь и Узбекистан.
1. Шутова Наталья Геннадьевна — автор метода, логопед, заиколог, руководитель сети центров логопедии и нейропсихологии «Академия речи Шутовой»
2. Шутов Константин Витальевич — детский нейропсихолог, заиколог, директор центра «Академия речи Шутовой» в Санкт-Петербурге
3. Шутова Владислава Витальевна — детский нейропсихолог, заиколог, г. Санкт-Петербург
4. Гапон Людмила Орестовна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в Ульяновске в центре «Академия речи Шутовой»
5. Звездина Татьяна Михайловна — логопед, заиколог, лицензиат центра «Академия речи Шутовой» в Санкт-Петербурге
6. Трефилова Марина Алексеевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Москва
7. Усанкова Наталья Сергеевна — детский нейропсихолог, логопед, заиколог, лицензиат в г. Москва
8. Николаева Ольга Анатольевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Нижний Новгород
9. Аминева Ольга Владимировна — логопед, сурдолог, заиколог, лицензиат в г. Сургут
10. Першина Маргарита Николаевна — логопед, сурдолог, заиколог, лицензиат в г. Екатеринбург
11. Курненкова Татьяна Николаевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Йошкар-Ола
12. Гладченко Наталья Сергеевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Новосибирск
13. ООО «Вятский центр патологии речи» — лицензиат в г. Киров
14. Самаева Оксана Геннадьевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Элиста
15. Артемьева Ольга Александровна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Омск
16. Якубович Анастасия Валерьевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Хабаровск
17. Хапина Анна Николаевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Псков
18. Иржанова Юлия Валерьевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Тамбов
19. Шутова Наталья Ивановна — детский нейропсихолог, логопед, заиколог, ицензиат в г. Саранск
20. Бостанова Зарема Махарбиевна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Кисловодск
21. Самойленко Татьяна Львовна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Калининград
22. Крыловская галина Валерьвна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Брест РБ
23. Мирзокаримова Дильфуза — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Ташкент Узбекистан
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций