Метод комплексной системной логоритмики в коррекции заикания у детей и взрослых

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Ульяновская область
Город
Ульяновск

Информация об организации

Название
ИП Шутова Наталья Геннадьевна
Год создания
2021
Руководитель
Шутова Наталья Геннадьевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Шутова Наталья Геннадьевна
Должность
Руководитель

Информация о проекте

Год начала реализации
2012
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Цель данного метода — помочь максимальному количеству людей с заиканием приобрести свободную и естественную речь без ступоров и запинок, чтоб максимально себя реализовать в профессиональной, социальной и личной сферах.
Краткое описание
Заикание определяется, как нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. 

Согласно клиническим рекомендациям «Специфические расстройства развития речи у детей», утвержденных Минздравом России в 2020 г., в Международной классификации болезней заикание выделено в отдельный код F98.5 МКБ-10, который относится к классу Психических расстройств и расстройств поведения (F00-F99), подгруппы «Других эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F98.0 МКБ-10).  

Заикание возникает в возрасте от 2-х до 5-6 лет, в момент бурного развития фразовой речи на фоне органических или функциональных нарушений ЦНС. В среднем, по статистике, им страдает до 7.5% детей дошкольного возраста, а это более 1.1 млн человек, до 4% детей школьного возраста или почти 700 000 человек и до 1.5% взрослых, что составляет еще 2 млн. Таким образом в нашей стране имеют это нарушение речи более 3.8 млн человек. При тяжелых формах заикание ведет к полной невозможности осуществлять внешнюю коммуникацию и к инвализации. Чаще всего с возрастом заикание отягащается вторичными психологическими наслоениями в виде различных логофобий и неврозов, что не дает человеку не только нормально общаться с внешним миром, но и реализовываться в профессиональной и личной сфере. Многие профессии имеют высокие требования к качеству речи и являются недоступными для людей с заиканием: летчики, диспетчера, хирурги, дикторы, учителя и т. д. Именно поэтому вопрос реабилитации детей и взрослых с данной проблемой является социально значимым и актуальным! 

На сегодняшний день имеющиеся подходы к решению данной речевой проблемы являются малоэффективными и очень трудоемкими, часто имеют место рецедивы, что только ухудшает психологическое состояние детей и их родителей. Многие современные подходы в коррекции заикания ориентированы на детей с так называемой функциональной, невротической формой заикания и полностью игнорируют органические формы или неврозоподобные, которые имеют наиболее тяжелые проявления в речи и, соотвественно, более тяжело поддаются коррекции. Таким образом, получение адекватной коррекционной помощи, которая позволила бы людям не только свободно говорить, но и полноценно себя профессионально реализовывать, крайне затрудненно. Представьте себя на месте зикающегося человека! Вы хотите что-то сказать и не можете, Слова застревают на языке, все мышцы лица сковываются и дыхание замирает! И к этому присоединяется чувство неловкости, а порой и стыда за свою речь, за невозможность выступить на конференции или собрании, рассказать свою идею, работать по той специальности о которой мечтал всю жизнь, только потому, что там надо хорошо говорить! У заикающихся людей, с возрастом, к заиканию добавляется невроз личности, что значительно снижает качество их жизни.

В нашем центре «Академия речи Шутовой» (свидетельство на товарный знак №932528) уже более 10 лет успешно реализовывается метод системной комплексной логоритмики в коррекции заикания у детей и взрослых, разработанный руководителем, логопедом, дефектологом, заикологом - Шутовой Натальей Геннадьевной. Уникальность и новаторство метода закреплено двумя патентами searchplatform.rospatent.gov.ru/doc/RU2721301C2_20200518?q=&from=search_simple&hash=-1559620079  searchplatform.rospatent.gov.ru/doc/RU2735057C1_20201027 

Метод предусматривает воздействие не только на переферический речевой аппарат, к которому относится дыхание, голос и органы артикуляции, т.е те области, где и проявляются спазмы мышц при разговоре, но, в первую очередь, на центральный речевой аппарат, т.е подкорковые и стволовые отделы мозга, нарушение работы которых и ведет к спазмированию речевых мышц. Метод подразумевает четкую и структурированную работу с такими системами, как вестибулярная и мозжечковая. Именно они отвечают за мышечный тонус, координацию и целенаправленность движений. Все упражнения являются в том или ином виде логоритмическими комплексами, которые стимулируют и развивают стволовые отделы мозга, отвечающие за темп и ритм речи. 

Вся работа проводится в виде 10 — 12-ти дневных интенсивов с ежедневными занятиями от 4 до 6 часов малыми коммуникативными группами до 5 человек. У детей дошкольного возраста интенсив рассчитан на 48 часов: — 12 дней занятий по 4 часа; у школьников и взрослых на 60 часов:- 10 дней по 6 часов. У дошкольников к занятиям допускаются дети от 4-х лет, что является еще одним явным преимуществом перед другими подходами к коррекции заикания где дети принимаются на занятия не ранее 5-ти лет. Чем меньше стаж заикания у ребенка, тем легче и быстрее пройдет процесс восстановления нарушенной речи! Еще одним преимуществом данного метода является полное вовлечение в работу семьи. Даже у подростков родители являются активными участниками интенсивного курса. У взрослых мы настоятельно рекомендуем подключаться всем членам семьи, чтоб была психологическая поддеержка на пути к свободной речи.

За короткий промежуток времени прохождения интенсива мы нарабатываем новый навык свободной и естественной, эмоционально окрашенной ритмизированной речи, которая позволяет после курса самостоятельно в домашних условиях закреплять полученный результат. Это является еще одним важным преимуществом данного метода перед другими. Разработанная и запатентованная система ритмизации речи исключает послоговое, механическое и монотонное проговаривание, которое используется другими авторами. Уже с первых дней занятий дети и взрослые получают слитную естественную речь. Данный подход минимизирует рецедивы заикания и показывает высокую эффективность и стойкий положительный результат. По нашим многолетним наблюдениям наши выпускники учатся в летных училищах, в мед институтах, снимаются в кино и ведут программы на детском телевиденье. Т.е они полностью социально реабилитированы.

Таким образом метод, комплексной системной логоритмики в коррекции заикания у детей и взрослых имеет целый ряд инновационных преимуществ перед другими подходами. А именно:

1. В коррекцию принимаются дети от 4-х лет. 

2. В процесс активно вовлекается вся семья

3. Короткие сроки наработки нового навыка плавной и свободной речи (от 10 до 12 дней)

4. Комплексное воздействие на причинный уровень нарушения и, как следствие, возможность говорить без спазмов с первых дней занятий

5. Совершенно новый принцип ритмизации речи, который позволяет сразу говорить целыми словами с естественной интнацией, избегая этап послоговогой ритмизации (Напр., Ма-ма, да-вай пой-дем гу-лять.). В других методах практикуется послоговая ритмизация до года занятий, что ведет к механической и монотонной речи и значительно снижает коррекционный успех. 

6. Высокая эффективность метода даже у детей с тяжелыми заболеваниями ЦНС — ЗПР (задержки психического развития), дизартрия, диспраксия и др.

7. Побочный эффект от прохождения интенсива по коррекции заикания — мощный скачок в развитии всех высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, анализ и синтез, планирование и т. д. )!

Целевая аудитория
Дети в возрасте от 4-х до 18-ти лет с заиканием и члены их семей, а также взрослые люди до 50-ти лет, страдающие даным нарушением речи.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
В настоящее время ежегодно через наши центры в Ульяновске и Санкт-Петербурге проходят до 100 детей с заиканием. В масштабах страны это ничтожно мало! Именно поэтому в течении последних 5-ти лет мы реализуем данный проект в других регионах через систему лицензионных договоров по передаче прав на использование нашей интеллектуальной собственности. На сегодняшний день наши лицензиаты представлены в 17 регионах нашей страны и двумя специалистами в СНГ — Беларусь и Узбекистан. За последний год суммарно через эти центры по нашему методу прошли реабилитацию и получили плавную речь более 1000 человек! Учитывая, что количество заикающихся детей из года в год увеличивается, наша основная задача сейчас, обучить как можно больше специалистов данному методу через заключение с ними лицензионных договоров, чтоб в каждом субъекте РФ дети могла получать необходимую им коррекцию речи. Это крайне актуально, учитывая полное отсутствие подобных по эффективности методов коррекции заикания в нашей стране и за рубежом.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Экономическая устойчивость достигается, в первую очередь — высокой эффективностью данного метода восстановления речи при заикании, что позволяет иметь постоянный трафик положительных отзывов и видео с результатами речи До и После курса. А также регулярным ведением социальных сетей, продвижением сайта, таргетированной рекламы, проведением различных онлайн мероприятий на базе онлайн-школы НейроЛого-box, чтением лекций и семинаров по стране и СНГ, регулярных выступлениях на местном телевидении. В последнее время все больше людей обращаются по рекомендациям врачей неврологов и тех родителей, которые уже прошли наши интенсивы коррекции речи и получили стабильный результат. Также мы сотрудничаем с медицинскими центрами и коллегами логопедами из всех регионов России.
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Наш метод полностью готов и имеет многолетнюю успешную апробацию при разных видах заикания у детей от 3.5 до 18 лет и у взрослых до 50-летнего возраста. Его инновационная составляющая:

1. Наличие патента №2721301 на метод, подтверждающее его уникальность 

2.Обучение родителей приемам коррекции за время 10-12-ти дневного интенсива

3. Уникальная авторская система ритмизации прозаической речи, подтвержденная патентом №2735057

4. Все приемы и упражнения имеют логоритмическую структуру, что позволяет воздействовать на причинный уровень заикания, а именно: на подкорковые двигательные центры и стволовые структуры мозга, на развитие межполушарного взаимодействия и компенсацию дисфункции мозжечка

5. За 10-12 дней занятий мы формируем естественную плавную речь, которой легко пользоваться за пределами кабинета. 

6. В основу метода положены авторские разработки, не имеющие аналогов в мире (логоритмика с нейрогимнастикой, приемы постановки дыхания, система голосовых и ритмических упражнений)

7. Метод позволяет успешно работать со всеми видами заикания, как невротическим (функциональным), так и неврозоподобным (органическим)

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
10
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
598

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
5
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
314
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

За время существования проекта у 3-х взрослых заикающихся была снята инвалидность по речи. У детей с невротическим (функциональным) заиканием полный выход в нормальную речь составляет 80%, с неврозоподобным (органическим) — 65%. Это один из самых высоких показателей эффективности среди других методов коррекции заикания. У остальных деток отмечалась значительная положительная динамика. 

Из данного метода восстановления речи при заикании, в отдельные направления развития и коррекции детей с особенностями в развитии и речи вышла программа по логоритмике с нейрогимнастикой. Она существует, как самостоятельный продукт в онлайн школе и активно применяется коллегами логопедами и дефектологами по всему миру. Данная программа быстро развивает все высшие психические функции (память, внимание, мышление) и не требует больших финансовых вложений. Внедрение ее в массовые дошкольные учреждения поможет вывести показатели обучаемости наших детей на новый качественный уровень! В данное время мы рассматриваем возможность внедрения ее в детские сады в Ульяновской области через Центр «Мой бизнес».

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Наш экономический потенциал лежит, в первую очередь, в семейной форме организации бизнеса. Шутова Наталья Геннадьевна осуществляет общее руководство компанией и Ульяновским центром, ее дети Константин Витальевич и Владислава Витальевна руководят филиалом в Санкт-Петербурге и проводят там занятия по коррекции заикания у детей и взрослых. 

На сегодняшний день имеются 17 официальных лицензиатов по России. Это специалисты логопеды, прошедшие персональное обучение методу у автора Шутовой Н. Г. в рамках заключенного ими лицензионного договора о передаче прав на использование интеллектуальной собственности. С каждого проведенного курса лицензиаты перечисляют авторское вознаграждение в виде 10% от полученного дохода при использовании данного метода коррекции заикания. 

Так же подобные лицензиаты работают в республиках Беларусь и Узбекистан.

Количество членов команды проекта
23
Члены команды проекта

1. Шутова Наталья Геннадьевна — автор метода, логопед, заиколог, руководитель сети центров логопедии и нейропсихологии «Академия речи Шутовой»

2. Шутов Константин Витальевич — детский нейропсихолог, заиколог, директор центра «Академия речи Шутовой» в Санкт-Петербурге

3. Шутова Владислава Витальевна — детский нейропсихолог, заиколог, г. Санкт-Петербург

4. Гапон Людмила Орестовна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в Ульяновске в центре «Академия речи Шутовой»

5. Звездина Татьяна Михайловна — логопед, заиколог, лицензиат центра «Академия речи Шутовой» в Санкт-Петербурге

6. Трефилова Марина Алексеевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Москва

7. Усанкова Наталья Сергеевна — детский нейропсихолог, логопед, заиколог, лицензиат в г. Москва

8. Николаева Ольга Анатольевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Нижний Новгород

9. Аминева Ольга Владимировна — логопед, сурдолог, заиколог, лицензиат в г. Сургут

10. Першина Маргарита Николаевна — логопед, сурдолог, заиколог, лицензиат в г. Екатеринбург

11. Курненкова Татьяна Николаевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Йошкар-Ола

12. Гладченко Наталья Сергеевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Новосибирск

13. ООО «Вятский центр патологии речи» — лицензиат в г. Киров

14. Самаева Оксана Геннадьевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Элиста

15. Артемьева Ольга Александровна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Омск

16. Якубович Анастасия Валерьевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Хабаровск

17. Хапина Анна Николаевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Псков

18. Иржанова Юлия Валерьевна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Тамбов

19. Шутова Наталья Ивановна — детский нейропсихолог, логопед, заиколог, ицензиат в г. Саранск

20. Бостанова Зарема Махарбиевна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Кисловодск

21. Самойленко Татьяна Львовна — логопед, заиколог, лицензиат в г. Калининград

22. Крыловская галина Валерьвна — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Брест РБ

23. Мирзокаримова Дильфуза — логопед, дефектолог, заиколог, лицензиат в г. Ташкент Узбекистан

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
2000000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Не привлекала

Ссылки

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название
Центр инноваций социальной сферы АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства»

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ