Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
1. Повышение качества жизни семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, через организацию работы
группы кратковременного пребывания.
2. Развитие социально — коммуникативных навыков и творческих способностей детей с ментальными нарушениями и их
нейротипичных сверстников в рамках инклюзивного пространства.
Проект направлен на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей с ментальными особенностями, обеспечение условий для присмотра и ухода за детьми, а также их абилитации и реабилитации через организацию инклюзивных, коммуникативных групп кратковременного пребывания.
Основная идея – это создать такую модель кратковременного пребывания, в которой можно сочетать комплексный и легко моделируемый подход к организации развивающего пространства в зависимости от потребностей семьи и дефицитов ребенка с ментальными особенностями.
Основные мероприятия проекта:
Организована работа коммуникативных групп кратковременного пребывания для 45 детей с ментальными особенностями, также в состав групп входит 45 нейротипичных сверстников. Проводятся коррекционно-развивающие занятия с применение современных методик с доказанной эффективностью: АВА-терапия, сверстнико-опосредованное вмешательство при аутизме, сенсорная интеграция, игровая терапия, арттерапии. Занятия проводятся в малогрупповой и групповой форме, группы имеют постоянный состав.
* Для родителей организован дистанционный онлайн-ресурс «Школа для родителей». В рамках него родители повышают свои педагогические компетенции в вопросах воспитания, реабилитации и социализации ребенка; детско-родительских и семейных отношений; коррекции психологического климата в семье, а также рассматриваются вопросы дальнейшего обучения ребенка с ментальными нарушениями в образовательных учреждениях Саратова.
* Для детей с ментальными особенностями, их сверстников и родителей организована досуговая и совместная творческая деятельность: творческие мастер-классы, календарные, тематические праздники, а также экскурсионные поездки выходного дня. На которых дети с ментальными особенностями могут применить полученные на групповых занятиях знания, умения и навыки в естественной среде при поддержке сверстников.
Для реализации мероприятий проекта Фонд «Океан» имеет все необходимые ресурсы: финансовые, материально-технические и профессиональные. Занятия проходят в специально структурированной среде с применением современного оборудования и методик с доказанной эффективностью. Для поддержания работы групп привлекаются грантовые и спонсорские средства. Занятия проводят специалисты Фонда, имеющие необходимый опыт, навыки и компетенции.
Эффективность и качество проектных мероприятий оценивались с помощью диагностики актуального уровня развития детей (по методикам VB-MAPP, ABLLS-R и AFLS) и сбора обратной связи от родителей в виде отзывов на мероприятия проекта. Охват постов с материалами по данному проекту неизменно остается одним из самых высоких.
В планах развития коммуникативных групп кратковременного пребывания «Мы – друзья!» организация работы по профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовке в рамках инклюзивных мастерских для подростков и молодых инвалидов, а также открытие групп раннего развития на основе Денверской модели раннего вмешательства (ESDM).
45 детей с ментальными особенностями и 45 нейротипичных сверстников
45 родителей детей с ментальными особенностями
В материалах IV Всероссийской научно-практической конференции «Ментальное здоровье – интеграция подходов», прошедшей в декабря 2022 г., отмечается, что во всех регионах ПФО наблюдается рост кадрового дефицита среди специалистов, оказывающих услуги детям с ментальными особенностями. Кроме того, большинство специалистов государственных учреждений, оказывающих услуги детям, не обучены современным психолого-педагогическим методам с доказанной эффективностью, а курс реабилитации в них составляет в среднем 21 день 2-3 раза в год. В то же время, для успешной социальной адаптации детей с ментальными особенностями требуется непрерывная работа команды квалифицированных специалистов. Эта работа может продолжаться на протяжении всей жизни человека с ментальными особенностями. В настоящее время пролонгированную и качественную помощь, основанную на современных методиках с доказанной эффективностью, семьи, воспитывающие таких детей, могут получить только в частных коммерческих центрах.
Уникальность данного проекта в организации специального пространства для системной психолого-педагогической поддержки детей с целью психического развития, творческого самовыражения, формирования эмоционально-экспрессивных и социально-коммуникативных навыков. Дети с ментальными нарушениями получат профессиональную помощь психолога, специалиста по социальной работе — арттерапевта, АВА-тераписта непосредственно во время занятий и выездов. Это поможет им научиться общаться со сверстниками, правильно вести себя в различных ситуациях, понимать нравственные нормы, раскрыть свой потенциал, улучшить детско-родительские отношения.
Деятельность в рамках групп кратковременного пребывания ведется на постоянной и регулярной основе. Развитие групп для детей с ментальными особенностями является одной из стратегических и приоритетных целей развития Фонда «Океан».
1. Коваценко Наталья Александровна Руководитель проекта
Образование: Саратовский государственный университете им. Н. Г. Чернышевского Историк преподаватель по специальности «История».
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Оценочная деятельность в социальном проектировании».
2. Кутузова Екатерина Юрьевна Информационный менеджер проекта
Образование: 1. Саратовский государственный технический университет. Бакалавр социальной работы. 2. Методист он-лайн курсов, Нетология.
3. Романова Екатерина Викторовна Психолог, кинезиотерапевт
Образование: Саратовский государственный университете им. Н. Г. Чернышевского. Психолог. Преподаватель по специальности «Психология». Прошла повышение квалификации по программе «Гимнастика мозга» и образовательная кинезиология для психологов и тренеров.
4. Замарёнова Александра Анатольевна Дефектолог, АВА-терапевт
Образование: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». Олигофренопедагог, дефектолог.
Успешно окончила четвертый модуль сертификационной программы подготовки специалистов по прикладному анализу поведения «Курация поведенческих программ и оценка эффективности вмешательства».
5. Строева Ирина Александрова Психолог, АВА-терапевт
Образование: Саратовский государственный социально-экономический университет. Педагог-психолог. Успешно окончила третий курс сертификационной программы подготовки специалистов по прикладному анализу поведения «Функциональный анализ и методы коррекции поведения».
23 билета на Магический экспресс для родителей и детей, посещающих группы, 23 билета х 2500 рублей = 57500 рублей (10 семей с детьми с ментальными нарушениями и сопровождающие из числа специалистов Фонда «Океан» и волонтера-фотографа).
720000 рублей — коммерческая аренда помещения, где проходят группы кратковременного пребывания «Мы — друзья!»
Будет определена коммуникационная стратегия, создана концепции PR сопровождения с целью обеспечения максимально полного и длительного присутствия проекта в информационном поле. Используются, как традиционные PR — инструменты – пресс-релизы, так и современные – дайджест новостей на сайте Фонда и организаций – партнеров, информационная кампания в социальных сетях (SMO), инициирование публикаций в СМИ. Фонд социальной поддержки семьи и детства «Океан» имеет свои страницы в социальных сетях Телеграм, Одноклассники и VK.
Ссылки на публикации по проекту:
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций