Арт-пространство для семьи

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Центральный
Субъект Федерации
Ивановская область
Город
Иваново

Информация об организации

Название
Автономная некоммерческая организация содействия культурному и нравственному развитию «АРТ-ПОЗИТИВ»
Год создания
2020
Руководитель
Панкратов Александр Валерьевич
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Панкратов Александр Валерьевич
Должность
Руководитель

Информация о проекте

Год начала реализации
2021
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Создание условий для творческого развития детей с ментальным отклонениями и нарушениями зрения в инклюзивной среде через проведение занятий по арт-терапии
Краткое описание
Команда АНО «Арт-Позитив» в качестве объединения инициативных граждан уже более 2 лет проводит занятия по лепке, декорированию и росписи керамических изделий (далее — занятия) для детей с ОВЗ, а также их семей. Занятия носят реабилитационный характер, проводятся в инклюзивных группах, развивают у детей положительное психо-эмоциональное состояние. При этом происходит социализация детей с ОВЗ, создается равная среда. В рамках реализации проекта планируется провести 80 занятий для детей с ОВЗ а также их семей. В настоящее время команда проекта проводит занятия с 25-ю детьми с ментальными нарушениями, двумя детьми с нарушениями зрения а также 30-ю членами их семей (членами семей как правило выступают мамы, также принимают участие папы и братья и сестры указанных детей). Была разработана методика позволяющая максимально продуктивно вовлечь ребенка с ОВЗ в творческий процесс. Суть методики заключается в том, что каждый родитель играет роль тьютера другого ребенка, помогая осваивать этапы создания изделий. Обмен детьми во время занятий дает следующие результаты: 1. Усидчивость — продолжительность занятия более 2 часов. 2. Внимание — выполняет все этапы процесса. 3. Тьютер формирует у ребенка правильное представление о модели поведения во время занятия (не капризничает, отсутствует нежелательное поведение). 4. Положительно влияет на развитие речи — с родителем, ребенок не всегда проговаривает словами свои действия и желания. 5. Формируются навыки социализации. Также были подобраны оптимальные техники лепки, которые максимально продуктивно были освоены детьми и взрослыми с ментальными нарушениями (жгутовая и шариковая техника, нерикоми). В рамках реализации проекта планируется освоение новых техник. Для детей с нарушениями зрения больше подходит скульптурирование, с предварительным тактильным ознакомлением с формой и текстурой модели и дальнейшем ее повторением в глине. Данные техники дают следующие положительные эффекты: 1. Расслабление — во врем занятия ребенок погружается в творческий процесс, при этом значительно понижается тонус мышц. 2. Тактильность, кинестичность — работа с разными текстурами глины. 3. Мелкая моторика — работа с мелкими деталями положительно влияет на развитие. 4. Освобождение от негативных эмоций — дети которые рассержены при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. 5. Преодоление неуверенности и страха — работа с глиной дает ощущения контроля и владения собой. 6. Повышение самооценки — при виде результата работы, при участии его работы в выставке, привлечение большого положительного внимания. По результатам занятий отбираются работы для выставок и в последствии провести выставочные мероприятия в г. Иваново и Ивановской области.
Целевая аудитория

1. Дети с ментальными нарушениями и дети с нарушениями зрения в возрасте от 4 до 12 лет

2. Родители, воспитывающие детей с ментальными нарушениями и детей с нарушениями зрения
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
Ивановская область занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации в Центральном Федеральном округе по количеству инвалидов психоневрологического профиля. У людей с психическими расстройствами и расстройствами зрения имеются проблемы социального функционирования, связанные с трудностями коммуникации и общения, установления и поддержания долгосрочных личностных взаимоотношений. Люди с хроническими психическими заболеваниями имеют серьезные трудности с интеграцией в общество и часто лишены устойчивых социальных связей. Нашей командой был проведен опрос внутри целевых аудиторий, было опрошено 50 семей. Более 30 опрошенных указали на следующие проблемы: 1. Отсутствие доступа к досуговым занятиям.В обычных центрах развития и творчества, где занимаются нормотипичные дети, детей и взрослых с ментальными и зрительными нарушениями не берут. 2. Отсутствие возможности общения и взаимодействия с нормотипичными сверстниками. 3. Отсутствие информации и знаний в обществе о творчестве детей с ОВЗ. Представления общества о людях с ОВЗ искажено.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Экономическая устойчивость обеспечивается следующими методами: 1.Разнообразные источники финансирования: проект зависит не только от одного источника финансирования (собственные средства организации), но быть поддерживается различными грантами, спонсорскими средствами, пожертвованиями (в том числе от резидентов других регионов, не только Ивановской области). Это снижает риск потери финансирования из-за одного источника; 2. Постоянный поиск и налаживание контактов с партнерами проекта (как среди других НКО, так и среди бизнес-сообщества); 3. Создание устойчивых доходов за счет предоставления аналогичных услуг по творческим занятиям, но не для представителей целевой группы — а для более социально защищенных категорий граждан; 4) Мониторинг и оценка: нам важно постоянно контролировать и оценивать результаты и эффективность проекта.

Целевая аудитория может получить доступ к продуктам или услугам через различные каналы: 1. Интернет (у нас 2 веб-сайта, а также регулярно обновляемая группа ВКонтакте); 2. Социальная реклама (в данный момент реализуется ВКонтакте); 3. Отзывы участников наших проектов 4. Партнерство с региональными СМИ

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Инновационная составляющая проекта по занятиям творчеством с детьми с ОВЗ связана с использованием новых технологий или методик, а также внедрением новых подходов к организации занятий. Одним из примеров инновационной составляющей является внедрение авторских методик и программ, специально разработанных для работы с детьми с ОВЗ. Это уникальные творческие подходы, адаптированные под особенности каждого ребенка. Такие методики помогают развивать у детей чувство самостоятельности, креативное мышление и уверенность в своих способностях. Также инновационная составляющая может быть связана с использованием современных инструментов и материалов, которые помогут детям с ОВЗ проявить свои таланты и развить творческие навыки: обычные творческие студии не адаптированы под занятия детей с ОВЗ, в то время как наша мастерская совмещает в себе как инклюзивные, так и нормотипичные подходы. Отсюда вытекает и асцент на социализации, связанный с организацией инклюзивных занятий, где дети с ОВЗ смогут работать вместе со своими сверстниками без ограничения возможностями.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
9
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
250

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
6
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
120
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
У проекта целый ряд положительных социальных эффектов:

1. Инклюзия и равноправие: такой проект способствует включению детей с ОВЗ в общество и созданию равных возможностей для участия в творческом процессе. Он помогает преодолеть стигматизацию, дискриминацию и социальную изоляцию, обеспечивая лучшие условия для развития и самовыражения детей.

2. Саморазвитие и самовыражение: занятия творчеством позволяют детям с ОВЗ развивать свои таланты, навыки и креативное мышление. За время проекта уже создано более 300 изделий, поучаствовало более 200 детей с ОВЗ.

3. Социальное взаимодействие и коммуникация: проекты, связанные с творчеством, создают среду для детей с ОВЗ, где они могут общаться с другими детьми и взрослыми, делиться своими идеями и находить общие интересы. Это способствует развитию навыков социального взаимодействия, толерантности и умению работать в команде.

4. Повышение осведомленности: проект способствует повышению осведомленности об ограничениях, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, и проблемах, связанных с инклюзивным обучением.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Постоянными партнерами проекта являтся региональные СМИ 1000inf и БАРС, благодаря которым осуществляетсяинформационная поддержка проекта и организации в целом, освещаются проблемы, решаемые в ходе проекта и т. п.

Также партнерами являются учреждения культуры, благодаря которым у организации есть места экспозиций для изделий детей, созданных в результате проекта: это Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина, Ивановская областная библиотека для детей и юношества, Дом-музей семьи Цветаевых, Лухский краеведческий музей им. Н. Н. Бенардоса.

Постоянными партнерами проекта являются также представители бизнес-сообщества Ивановской области, которые предоставляют материальные объекты для реализации этого и других проектов организации: так, например, благодаря компании Штандарт творческая мастерская смогла получить 12 окон для организации комфортной среды для занятий.

Количество членов команды проекта
5
Члены команды проекта

1. Гончарова Анна Владимировна — педагог, организатор занятий

2. Малышев Владимир Васильевич — педагог-тьютор, куратор волонтеров проекта

3. Мудрая Варвара Алексеевна — педагог и организатор работы с родителями

4. Тихонова Ольга Анатолеьвна — специалист по работе с интернет-ресурсами и продвижению проекта в сети Интернет

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
5560000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Материальные ресурсы, уже имеющиеся в распоряжении организации — краски, глазурь, гипс. Важным подспорьем для реализации стало помещение организации, без котороого проект бы не состоялся- помещение представляет из себя просторную студию более чем в 100 кв м в центре города — что принципиально важно, добраться до нее нашей целевой аудитории было несложно.

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ