Обская кузница

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Уральский
Субъект Федерации
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Город
Сургут

Информация об организации

Название
Обская кузница
Год создания
2017
Руководитель
Тайлакова Екатерина Сергеевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Тайлакова Екатерина Сергеевна
Должность
Руководитель

Информация о проекте

Год начала реализации
2017
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Ведение культурно-просветительской работы в отношении взрослых и детей от 6 лет путём передачи знаний, умений и навыков кузнечного ремесла через мастер-классы и экскурсии с демонстрацией экспонатов частного Музея кованых изделий.

Краткое описание

Культурно-просветительский проекта «Обская кузница» существует с 2017 года. Начинался с городского гаража как семейная мастерская и со временем перерос в окружной туристский объект, которым управляют женщины (руководитель Екатерина и заведующий мастерской Анастасия).

Внутри помещения, в котором официально, в горне, проживает огонь, всем старше 6 лет можно пройти мастер-классы по традиционной горячей ковке, познакомиться с техникой ручной чеканки и экспонатами экспозиции «Музей кузнечного дела». При входе посетителей встречает бессменный постоялец – рыцарь Георг, представляющий собой историческую реконструкцию европейского доспеха XV-XVIвв.

Для туристов и групповых посещений наполненная антиквариатов и авторскими изделиями из металла кузница предлагает часовые экскурсии и ремесленные занятия. Здесь же проходят собрания членов регионального отделения Всероссийской общественной организации развития художественного творчества и ремесленничества «Гильдия кузнецов России».

Производимая продукция: сувениры (гвоздики, подковы, брелоки, игрушка, монеты, цветы), украшения (кольца, кулоны, браслеты), столовые приборы и посуда (ложки, вилки, открывашки, штопоры, тарелки), оружейная продукция (ножи, топоры, пешни).

Социальное предприятие «Обская кузница» (с 2020) частый гость фестивалей и конкурсов, неоднократно становилось дипломантом конкурса «Лучший социальный проект года» в культурно-просветительской сфере, а его изделия на протяжении многих лет получают высокую оценку от экспертов конкурсов «100 лучших товаров России», «Лучшие товары и услуги Тюменской области», «Лучший товар Югры». Руководитель кузницы дважды становилась «Предпринимателем года» в г.Сургуте, размещена на городской доске Почёта, получатель знака «Лидер Бизнеса» и победитель спецноминации в «Молодой предприниматель Югры», за вклад в развитие НХП России отмечена Союзом «Торгово-промышленной палаты» благодарственным письмом.

Целевая аудитория

Жители и гости города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

А вообще мы любим работать с ребятами от 6 до 18 лет — самая любопытная аудитория. И с семьями, когда приходят несколькими поколениями.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
Потеря знаний о национальной культуре и народных ремёслах, снижения имиджа ремесленной деятельности, ценности ручного труда. Угасание традиционного кузнечного ремесла.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Мастер-классы по ковке приносят основную прибыль — от 1500 до 10 000руб/чел. Проходят чаще всего по выходным (в субботу - школьные группы, до 3 групп) или в послерабочее время будней (18+), стальное время занимаемся изготовлением сувенирной кованой продукцией, распостраняем через:

  • участие в ярмарках и фестивалях,
  • маркетплейсы (авито, азиатский pinkoi.com, выйдем на отечественные скоро),
  • свои онлайн-магазины (obskayakuznica.com, madeinugra.com),
  • партнёрскую сбытовую сеть (музеи, сувенирные магазины),
  • у себя в кузнице.

Мы заинтересованы в расширении каналов сбыта и часто становимся причиной появления новых точек. 

Работаем по корпоративным заказам: сертификаты на мастер-классы (под праздники), чеканим монеты на событийные мероприятия (от 30 000руб), выезжаем работать на мероприятиях (выездная кузница, чеканка — от 30 00руб.0/день). 

В выходные проводим часовые групповые экскурсии (300р/чел, от 10 человек). В будни проводим для делегаций, СМИ (организация съёмок). Работаем с НКО в проектах. Зарегистрировали свою АНО, чтобы реализовывать ремесленную продукцию других мастеров.

Оплата по терминалу, по номеру телефона, СБП, эквайринг.

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Каждый год модель кузницы усовершенствовалась — начинали с мастер-классов и изготовления традиционных для северных народов ножей.

Сейчас она представляет собой полный спектр кузнечных услуг и работ за исключением промышленного производства (артобъекты — да, ворота и ограды — нет). Самыми болишими ограничениями были поиск и выращивание кузнецов и снятие ограничений со стороны специфики работы («пахнет углем» соседнему кинотеатру). Кузнецов нашли, выучили, для производства и проведение «мужских» мастер-классов в рабочие часы кинотеатра открыли вторую кузницу в 100 метрах. 

Благодаря успеху (востребованности и количеству наград) к нашему делу стали присоединяться мастера не-кузнецы. Появился ремесленный кластер (готовимся в 2024 году к созданию ремесленной улицы), а с появлением АНО "Агентство креативных индустрий «КУЙ» форма управления проектом стала гибридной, о чём написали в единственном федеральном журнале по импакт-инвестициям «Позитивные изменения». 

Как только находим интересные формы ремесленных проектов на других территорий — вступаем в сотрудничество и обмениваемся опытом. Это позволяет быстро внедрять фишки.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
5
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
5000

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
1
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
1700
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

Увеличилось количество школьников, которые пишут об «Обской кузнице» исследовательские работы, количество учащихся сузов и вузов, занятых у нас в прохождении производственной практики. Узнают на фестивалях и ярмарках — приходят специально посмотреть что нового изготовили и купить это (не потому что в быту нужно, а потому что мы транслируем ценности экологичного отношения к людям, командности и связи с историей, культурой и бытом коренных малочисленных народов севера).

Победили в декабре 2023 года в первом окружном Акселераторе креативных проектов с проектом по украшениям «Хранимые Торумом» — на кольцах и браслетах чеканим слова и фразы на хантыйском и мансийском языках, пропагандируя знание о нематериальном наследии этих народов. Покупателями становятся более 50% — сами представители КМНС, которые начинают забывать свой язык или не знакомы с «соседним» диалектом.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Выделить кого-то из коммерческих структур сложно — есть постоянные заказчики организаторы событийных мероприятий.

Компенсацию различных форм затрат можно получить в Администрации г.Сургута (расходы развитие товаро-сбытовой сети местных товаропроизводителей, на участие в ярмарках, аренда помещения и ЖКХ, покупка оборудования).

Дважды пользовалась льготной ставкой (1%) при получении займа у Югорской региональной микрокредитной компании (на 800 000руб. и 1млн руб.), различными мерами поддержки фонда «Мой Бизнес», Союза «Торгово-промышленной компании».

Грантооператорами выступали в разные годы жизни компании Департамент промышленности, Департамент экономического развития, Департамент образования и молодёжной политики, а также «Росмолодёжь» (форум «УТРО», «Таврида»), российский фонд образования (лучшая волонтёрская практика). Все выданные средства помогали открывать новые направления работы, почти на всё — осуществлялся закуп оборудования, которым пользуемся по сей день, осуществлено автономное подключение к городским электрическим сетям, установлены тёплые ворота, сделан ремонт, заменена электропроводка и сделано освещение.

Очень благодарны каждому, кто просто лайкнул наши посты в ВКонтакте, снял видео, фото и улыбнулся в нашу сторону на любом из мероприятий.

Количество членов команды проекта
5
Члены команды проекта

Александр Анатольевич Якунин — главный кузнец

Даниил Павлович Амонс — второй кузнец

Анастасия Николаевна Бондаренко — мастер по кольчужному плетению и чеканке 

Анатолий Геннадьевич Слинкин — мастер по травлению на металле

я, Екатерина Сергеевна Тайлакова — руководитель и организатор 

Есть постоянные «рабочие руки», которые не связаны с кузнечным делом, но работают с нами на мероприятиях (перевозят изделия, предоставляют витрины, создают контент и т. д. ).

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
4000000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Люди привозят уголь, берёзовые капы, дерево. Металл, который лежит у них в гаражах (подшипники, пластины, железнодорожные костыли).

«Обская кузница» — это настоящий народный проект, потому что приносят столько всего, что иногда хочется от радости поплакать. Часто бывает, что ребята, которые проходили у нас один мастер-класс по ковке, потом празднуют свои дни рождения со сверстники (организовывают, конечно, всё родители), приносят сувениры — изделия своими руками делая в других местах, где постоянно занимаются типа «Кванториума» или мастерских при школах.

Работаем по туристским сертификатам с 2023 года с местными туроператорами (на сколько знаю, программа в Югре запущена осенью прошлого года). До конца этого года цель — подключить Пушкинскую карту.

Ссылки

Сайт проекта
Социальные сети проекта
Публикации о проекте

Почти все сюжеты размещаем в одном месте - vk.com/video/@obskayakuznica

Материал в журнале «Позитивные изменения» - www.litres.ru/book/redakciya-zhurnala-p/pozitivnye-izmeneniya-tom-3-1-2023-positive-changes-v-69151654/chitat-onlayn/page-14/

Запросы по словоформе «Обская кузница» - 

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название

Центр инноваций социальной сферы

(на самом деле сопровождают моё дело достаточно много отраслевых органов власти — от окружных департамента промышленности (управления туризма), департамента культуры до отделов потребительского рынка и отдела развития предпринимательства Администрации г.Сургута, Фонда развития Югры и Фонда гражданских и социальных инициатив — готова предоставить контакты представителей каждого ресурса)

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ