Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Создание единого информационного пространства для ремесленников, которое помогает им развивать своё дело, а также представляет разнообразие ремесленного потенциала как для жителей региона, так и за его пределами, способствует развитию креативной экономики в регионе.
«Новая история югорского ремесленничества» (НИЮР) — это проект-исследование и при этом проект- практическое пособие по настройке процессов легализации ремесленной (креативной) деятельности.
Мы одновременно изучаем мастеровой потенциал через знакомство с социальными сетями, сообществами мастеров, чтение статей в СМИ (и направление им конкретных запросов по поиску вышедших материалов о мастерах), формируем карту региона с перечнем проживающих в 22 муниципалитетах мастеров и помогаем развивать собственное дело.
В 2023 году проект поддержал Губернатор Югры и стало возможным поддержать 100 мастеров путём изучения их траектории развития (создания продукта, его упаковки, продвижения, привлечение имеющихся в регионе мер поддержке, вывод на маркетплейсы и экспорт, иное) и проработки персонализированной «дорожной карты», которая включает не только рекомендации по ведению ремесленной деятельности, но и справочную информацию о мероприятиях и организациях, сотрудничество с которыми может увеличить качество, количество изготавливаемой продукции, а также к стабильному заработку. Изделия многих мастеров вывозятся на ярмарки и фестивали, реализовываются через ККТ, мастерам выплачиваются вознаграждение, прописанное в договоре.
В проекте участвуют самозанятые, ИП, юридические лица.
НИЮР — это ещё и профильная закрытая рассылка для ремесленников во ВКонтакте, группа в ВК, чат для общения среди участников проекта и не прошедших отбор в него, телеграм-канал, который интересен не только самим мастерам, но и потенциальным покупателям ремесленной продукции, ценителям ручного труда.
Поддержка такого рода уже на втором месяце привела к появлению кузницы и стеклодувной мастерской, на очереди запуск артели керамистов в городе Сургуте. Для участия в проекте был зарегистрирован 1 ИП и 7 самозанятых.
К проекту привлекаются на разных стадиях ремесленные центры, краеведческие музеи, арт-резиденции, бюджетные клубы по месту жительства и частные студии, профильные органы власти (окружные и Администрации муниципалитетов), СМИ, фонды «Мой Бизнес» и Центр гражданских и социальных инициатив, микрокредитные компании. Со многими заключены и заключаются соглашения о сотрудничестве.
Мастера, ремесленники.
Туристы.
Организации сферы гостеприимства (базы отдыха, гостиницы, рестораны, нуждающиеся в сувенирной продукции).
Органы власти, выездные за пределы региона делегации — организаторы событийных мероприятий, участникам которых необходимо дарить памятные сувениры и желательно с локальной идентичностью региона.
Развитие ремесленничества как одного из направления креативных индустрий — процесс более сложный, чем, скажем, продвижение медиаконтента или спектаклей из-за не самого большого количества рабочих и удачных кейсов. Мастера — люди, чаще всего, закрытые, которые не сильно ценят свой труд и имеют сложности с ценообразованием и позиционированием. Работа в бюджетных учреждениях в качестве специалистов накладывают на них дополнительные ограничения и формируют мышление, не направленное на заработок продуктами собственного производства.
Мы стали первыми, кто начал объединять «не профессиональное сообщество» ремесленников, позволив говорить о том, что создавать изделия вне стен, содержание которых финансируется государством, — самостоятельно сложно и требуется поддержка, поддерживающая среда. Кроме того ремесленник — это делатель, он не обладает на начальной стадии развития (да и на средней тоже) ресурсом, позволяющим ему не погружаться в своё занятие 24/7, а изучать СММ, маркетинг и подобное, без чего сложно конкурировать на рынке.
Мы строим креативную экономику там, где нужно выстраивать партнёрские отношения с нуля: т.кЮгра — нефтяной регион.
Первый созданный в апреле 2022 года сайт madeinugra.com (сейчас переносится с тильды на профессиональную платформу и дорабатывается уже программистами) помог концептуально появиться онлайн-витрине фонда «Мой Бизнес» в Югре, запустил процесс среди мастеров на разработку востребованных, а не только сувенирных продуктов, взглянуть на югорскую локальную идентичность и расширить целевую аудиторию засчёт участия в ярмарках, фестивалях, крупных событийных мероприятиях даже соседних регионов.
С продаж на сайте Агентство удерживает 30% (по округу минимальное вознаграждение в оффлайн-товках 35% и это сувенирные магазины при музеях), с продаж услуг — ремесленных мастер-классов (многим «пришлось» подумать в эту сторону, согласно рекомендациям по развитию своего дела) 20%. Если продукция реализовывается на выездных мероприятиях, то мастер всегда получает фиксированную сумму (согласно актам приема-передачи), а АНО может добавить любой процент. Идёт работа над реализацией корпоративным клиентам, которые осуществляют закупы к праздникам.
Все поступающие средства тратятся на выставочные конструкции, оборудование для ремесленников, АХР.
Это первый в Югре проект подобного плана и он уже вызвал большой резонанс, в том числе со стороны «профессионального сообщества», представленное работниками бюджетных организаций. Однако показатели радуют фонд «Мой Бизнес» и фонд «Центр гражданских и социальных инициатив», муниципальные центры занятости (мастера заходят к ним с ремесленными проектами для получения соцконтрактов) — мастера начали открывать для себя меры поддержки, льготные кредитные ставки, образовательную и консультационную поддержку. И главное — поддержку друг друга, знакомство с изделиями и технологиями.
В августе и октябре изучался опыт работы по картированию и объединению мастеров Ульяновска и Тюмени, уже внедряем находки, в ноябре и декабре удастся изучить опыт Москвы и Красноярска (потенциал НИЮРа был оценен АНО «Креативный путь» и директор Агентства «КУЙ» из 1500 человек была отобрана в десятку участников федерального проекта «Лагерь креативных лидеров»: каждый месяц идёт изучение креативной индустрии его профиля в новом российском городе — лидере креативных индустрий).
Появились ремесленные волонтёры — ищущие мастеров в соцсетях.
НИЮР — это еще и организация новых ярмарок и фестивалей для участия в них мастеров, улучшение существующих событийных мероприятий в различных регионах Югры, в которых участвуют ремесленники. Благодаря открытию подразделения Агентства «КУЙ» в Когалыме (столица «ЛУКойла») и активности руководителя, в течение года в городе теперь проводятся 2 новых маркета.
Впервые на фестивале «Возвращение к истокам» в г.Нефтеюганске выехали сургутские мастера со своей продукцией (4 места, каждое место представляло 3 и более продукции различных мастеров).
Началась организация крупных стендов на туристском форуме «ЮграТур» и выставке «Товары земли Югорской» в Ханты-Мансийске.
Бюджет округа получил к ноябрю 2023 года более 60 000 налоговых отчислений от мастеров — участников проекта (это только начало).
Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» — грантооператор конкурса проектов Губернатора Югры.
Фонд «Мой Бизнес» — подключается на стадии предоставления консультационной, информационной, образовательной, иной поддержки.
Профильные департаменты (культуры, промышленности и туризма, образования и молодёжной политики).
Отделы развития предпринимательства Администраций муниципалитетов- предоставление консультационной и финансовой, имущественных мер поддержки.
Отделы потребительского рынка Администраций муниципалитетов — организация участия мастеров в выездной торговле.
Организаторы событийных мероприятий, включая постоянных подрядчиков фестивалей.
Александр Анатольевич Якунин — заведующий хозяйственно-материальной частью (организация выездов с ремесленной продукции различных мастеров на ярмарки и фестивали).
Анастасия Николаевна Бондаренко — контент-менеджер (размещает информацию на madeinugra.com и kyi.agency, взаимодействует с мастерами по подписанию документов).
Маргарита Олеговна Вольфсон — смм-специалист (размещает информацию в телеграм-канале, группе ВКонтакте).
Александра Юрьевна Важенина — специалист по медиасопровождению (взаимодействие со СМИ, рассылка писем по муниципалитетам).
Анастасия Швец — дизайнер.
Я, Екатерина Тайлакова — руководитель проекта.
Есть ремесленные волонтёры.
АНО «Раздельный сбор» неоднократно организовывает сборы различных материалов и вещей, оборудования, которые не нужны уже в быту у горожан. Так появляются листы алюминия для украшений с чеканкой, лоскуты кожи и советских прочных тканей, бусины и даже изделия из ювелирных сплавов, которые затем можно переплавлять в другие, уже авторские изделия,
Информационная поддержка со стороны СМИ и профильных департаментов.
Закрытая рассылка «Для мастеров и ремесленников» - vk.com/obskayakuznica?w=app5748831_-157582005
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций