Новая история югорского ремесленничества

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Уральский
Субъект Федерации
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Город
Сургут

Информация об организации

Название
АНО "Агентство креативных индустрий «КУЙ»
Год создания
2022
Руководитель
Тайлакова Екатерина Сергеевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Тайлакова Екатерина Сергеевна
Должность
Директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2023
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Создание единого информационного пространства для ремесленников, которое помогает им развивать своё дело, а также представляет разнообразие ремесленного потенциала как для жителей региона, так и за его пределами, способствует развитию креативной экономики в регионе.

Краткое описание

«Новая история югорского ремесленничества» (НИЮР) — это проект-исследование и при этом проект- практическое пособие по настройке процессов легализации ремесленной (креативной) деятельности. 

Мы одновременно изучаем мастеровой потенциал через знакомство с социальными сетями, сообществами мастеров, чтение статей в СМИ (и направление им конкретных запросов по поиску вышедших материалов о мастерах), формируем карту региона с перечнем проживающих в 22 муниципалитетах мастеров и помогаем развивать собственное дело.

В 2023 году проект поддержал Губернатор Югры и стало возможным поддержать 100 мастеров путём изучения их траектории развития (создания продукта, его упаковки, продвижения, привлечение имеющихся в регионе мер поддержке, вывод на маркетплейсы и экспорт, иное) и проработки персонализированной «дорожной карты», которая включает не только рекомендации по ведению ремесленной деятельности, но и справочную информацию о мероприятиях и организациях, сотрудничество с которыми может увеличить качество, количество изготавливаемой продукции, а также к стабильному заработку. Изделия многих мастеров вывозятся на ярмарки и фестивали, реализовываются через ККТ, мастерам выплачиваются вознаграждение, прописанное в договоре.

В проекте участвуют самозанятые, ИП, юридические лица.

НИЮР — это ещё и профильная закрытая рассылка для ремесленников во ВКонтакте, группа в ВК, чат для общения среди участников проекта и не прошедших отбор в него, телеграм-канал, который интересен не только самим мастерам, но и потенциальным покупателям ремесленной продукции, ценителям ручного труда.

Поддержка такого рода уже на втором месяце привела к появлению кузницы и стеклодувной мастерской, на очереди запуск артели керамистов в городе Сургуте. Для участия в проекте был зарегистрирован 1 ИП и 7 самозанятых.

К проекту привлекаются на разных стадиях ремесленные центры, краеведческие музеи, арт-резиденции, бюджетные клубы по месту жительства и частные студии, профильные органы власти (окружные и Администрации муниципалитетов), СМИ, фонды «Мой Бизнес» и Центр гражданских и социальных инициатив, микрокредитные компании. Со многими заключены и заключаются соглашения о сотрудничестве. 

Целевая аудитория

Мастера, ремесленники.

Туристы.

Организации сферы гостеприимства (базы отдыха, гостиницы, рестораны, нуждающиеся в сувенирной продукции).

Органы власти, выездные за пределы региона делегации — организаторы событийных мероприятий, участникам которых необходимо дарить памятные сувениры и желательно с локальной идентичностью региона.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Развитие ремесленничества как одного из направления креативных индустрий — процесс более сложный, чем, скажем, продвижение медиаконтента или спектаклей из-за не самого большого количества рабочих и удачных кейсов. Мастера — люди, чаще всего, закрытые, которые не сильно ценят свой труд и имеют сложности с ценообразованием и позиционированием. Работа в бюджетных учреждениях в качестве специалистов накладывают на них дополнительные ограничения и формируют мышление, не направленное на заработок продуктами собственного производства.

Мы стали первыми, кто начал объединять «не профессиональное сообщество» ремесленников, позволив говорить о том, что создавать изделия вне стен, содержание которых финансируется государством, — самостоятельно сложно и требуется поддержка, поддерживающая среда. Кроме того ремесленник — это делатель, он не обладает на начальной стадии развития (да и на средней тоже) ресурсом, позволяющим ему не погружаться в своё занятие 24/7, а изучать СММ, маркетинг и подобное, без чего сложно конкурировать на рынке.

Мы строим креативную экономику там, где нужно выстраивать партнёрские отношения с нуля: т.кЮгра — нефтяной регион. 

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Первый созданный в апреле 2022 года сайт madeinugra.com (сейчас переносится с тильды на профессиональную платформу и дорабатывается уже программистами) помог концептуально появиться онлайн-витрине фонда «Мой Бизнес» в Югре, запустил процесс среди мастеров на разработку востребованных, а не только сувенирных продуктов, взглянуть на югорскую локальную идентичность и расширить целевую аудиторию засчёт участия в ярмарках, фестивалях, крупных событийных мероприятиях даже соседних регионов.

С продаж на сайте Агентство удерживает 30% (по округу минимальное вознаграждение в оффлайн-товках 35% и это сувенирные магазины при музеях), с продаж услуг — ремесленных мастер-классов (многим «пришлось» подумать в эту сторону, согласно рекомендациям по развитию своего дела) 20%. Если продукция реализовывается на выездных мероприятиях, то мастер всегда получает фиксированную сумму (согласно актам приема-передачи), а АНО может добавить любой процент. Идёт работа над реализацией корпоративным клиентам, которые осуществляют закупы к праздникам.

Все поступающие средства тратятся на выставочные конструкции, оборудование для ремесленников, АХР.  

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Это первый в Югре проект подобного плана и он уже вызвал большой резонанс, в том числе со стороны «профессионального сообщества», представленное работниками бюджетных организаций. Однако показатели радуют фонд «Мой Бизнес» и фонд «Центр гражданских и социальных инициатив», муниципальные центры занятости (мастера заходят к ним с ремесленными проектами для получения соцконтрактов) — мастера начали открывать для себя меры поддержки, льготные кредитные ставки, образовательную и консультационную поддержку. И главное — поддержку друг друга, знакомство с изделиями и технологиями.

В августе и октябре изучался опыт работы по картированию и объединению мастеров Ульяновска и Тюмени, уже внедряем находки, в ноябре и декабре удастся изучить опыт Москвы и Красноярска (потенциал НИЮРа был оценен АНО «Креативный путь» и директор Агентства «КУЙ» из 1500 человек была отобрана в десятку участников федерального проекта «Лагерь креативных лидеров»: каждый месяц идёт изучение креативной индустрии его профиля в новом российском городе — лидере креативных индустрий).

Появились ремесленные волонтёры — ищущие мастеров в соцсетях.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
100

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
1
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
67
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

НИЮР — это еще и организация новых ярмарок и фестивалей для участия в них мастеров, улучшение существующих событийных мероприятий в различных регионах Югры, в которых участвуют ремесленники. Благодаря открытию подразделения Агентства «КУЙ» в Когалыме (столица «ЛУКойла») и активности руководителя, в течение года в городе теперь проводятся 2 новых маркета.

Впервые на фестивале «Возвращение к истокам» в г.Нефтеюганске выехали сургутские мастера со своей продукцией (4 места, каждое место представляло 3 и более продукции различных мастеров).

Началась организация крупных стендов на туристском форуме «ЮграТур» и выставке «Товары земли Югорской» в Ханты-Мансийске.

Бюджет округа получил к ноябрю 2023 года более 60 000 налоговых отчислений от мастеров — участников проекта (это только начало).

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» — грантооператор конкурса проектов Губернатора Югры.

Фонд «Мой Бизнес» — подключается на стадии предоставления консультационной, информационной, образовательной, иной поддержки.

Профильные департаменты (культуры, промышленности и туризма, образования и молодёжной политики).

Отделы развития предпринимательства Администраций муниципалитетов- предоставление консультационной и финансовой, имущественных мер поддержки.

Отделы потребительского рынка Администраций муниципалитетов — организация участия мастеров в выездной торговле.

Организаторы событийных мероприятий, включая постоянных подрядчиков фестивалей.

Количество членов команды проекта
6
Члены команды проекта

Александр Анатольевич Якунин — заведующий хозяйственно-материальной частью (организация выездов с ремесленной продукции различных мастеров на ярмарки и фестивали).

Анастасия Николаевна Бондаренко — контент-менеджер (размещает информацию на madeinugra.com и kyi.agency, взаимодействует с мастерами по подписанию документов).

Маргарита Олеговна Вольфсон — смм-специалист (размещает информацию в телеграм-канале, группе ВКонтакте).

Александра Юрьевна Важенина — специалист по медиасопровождению (взаимодействие со СМИ, рассылка писем по муниципалитетам).

Анастасия Швец — дизайнер.

Я, Екатерина Тайлакова — руководитель проекта.

Есть ремесленные волонтёры.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
430000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

АНО «Раздельный сбор» неоднократно организовывает сборы различных материалов и вещей, оборудования, которые не нужны уже в быту у горожан. Так появляются листы алюминия для украшений с чеканкой, лоскуты кожи и советских прочных тканей, бусины и даже изделия из ювелирных сплавов, которые затем можно переплавлять в другие, уже авторские изделия,

Информационная поддержка со стороны СМИ и профильных департаментов. 

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название
Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив» ХМАО-Югры

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ