Интернет-центр шахматного образования

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Уральский
Субъект Федерации
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Город
Урай

Информация об организации

Название
Местная общественная организация города Урай по поддержке развития и популяризации интеллектуальных видов спорта «Игры разума»
Год создания
2022
Руководитель
Слойка Владимир Львович
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Слойка Владимир Львович
Должность
Председатель

Информация о проекте

Год начала реализации
2022
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Первоначально цели проекта были через формат совместного обучения игре в шахматы обучить не менее 100 детей, развить их навыки мышления, комплекс психоэмоциональных качеств (память, воображение, умение концентрироваться, анализировать ситуацию), которые им помогут достигать успехов в других сферах обучения и творчества.

  • Организовать участие на серии вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий» не менее 10 воспитателям — участникам проекта, но мы давно перешагнули эту планку. Только в Макеевке, на сегодняшний день, охват шахматным образованием более 100 детей.
Краткое описание
Интернет-центр шахматного образования — проект по организации обучения навыкам шахматной игры для педагогов в дистанционном формате. Данный проект вошёл в 12 лучших идей регионального этапа Всероссийского форума «Сильные идеи для нового времени» и вышел в полуфинал Международной премии #МЫВМЕСТЕ. Теорию воспитатели образовательных учреждений изучили на курсах повышения квалификации «Методика преподавания шахмат с использованием интернет-технологий» на основе программы 1-го года обучения федерального курса И. Г. Сухина «Шахматы — школе» — первая часть практики. Курсы проведены при поддержке Федерации шахмат – Югры и фонда «Центр гражданских инициатив». Обучено 43 педагога Макеевки – 72 часа100 педагогов Югры — 36 часов и 50 педагогов Югры – 144 часа, так же были и другие регионы России – Иркутска область – 3 педагога, Омск – 2 педагога, Волгоград – 2 педагога и другие. Всего более 300 педагогов получили новые знания. Во второй части предлагаем онлайн курс «Азы шахмат для дошколят». В рамках курса воспитатели в течение учебного года будут вести шахматы в своих группах посредством трансляции готовых видео-уроков и практической отработки заданий по ходу занятия. Новизна проекта заключается в использовании ИКТ технологий (видео-уроки на обучающей платформе) при обучении детей азам шахматной игры. Индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку осуществляется путем подбора заданий разного уровня сложности, что тоже является отличительной особенностью образовательной программы. Формы взаимодействия с дошкольниками являются занимательными, нестандартными, требующие творческого подхода. Игры, игровые упражнения, задачи программы одновременно развивают оба полушария ученика: левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. Программа обучения построена от простого к сложному, начинается с изучением шахматной доски (первый модуль) до игры всеми фигурами (седьмой модуль), всего 36 уроков расчитанных на весь учебный год, по одному уроку в неделю. «Шахматное образование» – это процесс и результат обучения, воспитания и развития посредством шахматной игры. И. Г. Сухин (2019) в своих публикациях обосновывает, что шахматное образование в детском саду и начальной школе — это не подготовка спортивных кадров и достижение высоких результатов в шахматном спорте, и педагог не-обязательно должен владеть в совершенстве шахматной теорией. В концепции И. Г. Сухина педагог использует шахматную игру или ее отдельные элементы в качестве дидактического материала для развития и воспитания ребенка. Более того, для предотвращения психологического дискомфорта спортивная составляющая на первом году обучения полностью исключена в этом подходе. Учитель начальной школы должен использовать специальные здоровьесберегающие методики обучения шахматам. Базовое научно-обоснованное целеполагание практики и образовательной программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО.
Целевая аудитория
Воспитатели дошкольных учреждений и дети воспитанник данных учреждений в возрасте от 5 до 7 лет в том числе и с ОВЗ
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Проект соответствует следующим национальным целям развития России до 2030 года:
 — раскрытие талантов каждого человека через формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей;

- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Так же это выполнение программы дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХантыМансийского автономного округа – Югры, утверждённой межведомственным приказом Департамента образования и науки ХантыМансийского автономного округа – Югры, Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №1671 № 319 от 14.11.2017 г.

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Для участия в проекте требуется: компьютер с выходом в интернет, проектор и экран или интерактивная доска, по наборы шахмат на каждого воспитанника д/с (школы). На сегодняшний день проект развивается за счёт грантовских средств и при поддержки Федерации шахмат — Югры. 

Подать заявку можно по ссылке - smarteka.com/practices/internet-centr-sahmatnogo-obrazovania 

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Инновационный эффект достигается за счет подготовки специалистов с применением современных отечественных технологий в дополнительном образовании, в реализации эффективной системы обобщения и распространения опыта шахматного образования не только в Урае, но и в других регионах России.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
530

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
630
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
Можно охватить тысячи дошкольников, которые освоят в игровой форме азы шахмат и будут готовы участвовать в детских турнирах. (впрошлых проектах участтвовали боле 1500 воспитанников д/с) Шахматы раскрывают интеллектуальный потенциал, формируют системное стратегическое мышление, развивают память, концентрацию внимания, креативность. Дети, регулярно занимающиеся шахматами, учатся в школе лучше своих сверстников, показывают высокие результаты на предметных олимпиадах, делают успешную карьеру. По статистике — до 30% детей, освоивших шахматы в раннем возрасте, переходят в спорт.
Измерить данный факт можно по результатам конкурса решения задач на шахматной доске, который планируется провести по окончании проекта.
Уже более двух сотен воспитателей освоили новые компетенции методике преподавания шахмат.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

По окончании участия в проекте каждый воспитатель овладеет новыми профессиональными компетенциями и сможет в дальнейшем обучать детей в своих группах самостоятельно. Созданный в мессенджере чат для участников проекта будет продолжать функционировать с целью методического и информационного сопровождения «Сообщества преподавателей шахмат». В дальнейшем все педагоги со своими воспитанниками будут приглашаться к участию в проводимых нами онлайн – мероприятиях в рамках работы «Интернет – центра шахматного образования»: интернет – конкурсы решения шахматных задач, методические вебинары, судейские семинары, выпуск методических сборников и пр. Самое главное это не требует дополнительных финансовых вложений со стороны образовательных организаций.

Количество членов команды проекта
4
Члены команды проекта

Слойка Владимир Львович — руководитель проекта, технический администратор, лектор вебинаров по организации шахматных турниров, автор онлайн конкурсов решения задач на шахматной доске.

Акишина Валентина Васильевна — автор онлайн курса «Азы шахмат для дошколят» методист и лектор видеоуроков — учитель шахмат высшей категории, официальный тьютор по подготовке педагогов к реализации курса И. Г. Сухина «Шахматы – школе»; 

Виктория Здвижкова – эксперт по апробации и куратор проекта — старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» г.Урай.

Юлия Ищенко — куратор проекта — заведующая МБДОУ «Детский сад №37» г.Макеевка ДНР.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
1893000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Федерация шахмат — Югры выделила шахматный инвентарь для детских садов города Урай, за счёт средств грунта Губернатора Югры на развитие гражданского общества и Федерации шахмат — Югры были проведены курсы повышения квалификации «Методика преподования шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий», которые прошли более 200 педагогов, в том числе из города Макеевка (ДНР). 

При поддержки ООО «Дайв», спонсорской помощи от организаций и индивидуальных предпринимателей, проведена серия вебинаров по организации и проведению шахматных турниров в образовательных учреждениях, так же закуплены УМК «Шахматы — школе» автор И. Г. Сухин.

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет
Название
Федерация шахмат — Югры

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ