Финансовая грамотность для пенсионеров

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Дальневосточный
Субъект Федерации
Забайкальский край
Город
Чита

Информация об организации

Название
Самозанятый Лапа Елена Альбертовна
Год создания
2021
Руководитель
Лапа Елена Альбертовна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Лапа Елена Альбертовна
Должность
руководитель

Информация о проекте

Год начала реализации
2022
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Цель: формировать у участников уверенное финансово-грамотное поведение, которое делает пенсионера социально неуязвимым и вооруженным знаниями о своих финансовых правах. Данный проект содержит цели и задачи,созвучные  направлениям государственной политики, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества.

Краткое описание
Проект корнями уходит в 2017 год, когда в регионе в партнерстве с порталом «Баба-деда» был дважды реализован образовательный проект «Формируем культуру финансовой грамотности для старшего поколения». Но низкий уровень финансовой грамотности характерен для людей, мало знакомых с финансовыми продуктами, для жителей сельских или отдаленных районов, которые не пользуются цифровыми услугами, а также для неработающих граждан – студентов и особенно пенсионеров. Последние являются одной из приоритетных целевых аудиторий «Стратегии повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы», поэтому в 2021 году родилась идея создать школу финансового просвещения для пенсионеров, а в 2022 году он был реализован и продолжает развиваться в 2023 году для нескольких целевых групп.

Поколение 60+ это люди, которые выросли и провели детство и молодость в другой экономической реальности. Многие из представителей данного поколения проработали всю жизнь на одном рабочем месте и с почетом стали пенсионерами. И вот в такой момент многие бабушки и дедушки впервые сталкиваются один на один с такими проблемами: финансовое мошенничество, электронные платежные сервисы, пенсионные права и социальные льготы, страхование и банковские кредиты.  Для каждого пенсионера важно быть финансово грамотным, то есть, уметь управлять деньгами, ставить финансовые цели и выбирать подходящие инструменты для их достижения.  

Целевая аудитория
Целевая аудитория проекта-люди старшего возраста 60 +, которые заинтересованы в повышении своей финансовой грамотности и в формировании уверенного финансового поведения. С 2023 года — целевая аудитория расширилась и стали принимать участие представители других социально уязвимых групп населения:инвалиды, многодетные родители, выпускники детских домов. Но по итогам обучения 92% составляют пенсионеры, котрые учатся правильно осуществлять управление своими финансовыми ресурсами, осуществлять планирование своих расходов, анализировать, сопоставлять выгоды и риски в приобретении тех или иных услуг, распознавать, всевозможные мошеннические схемы. Знание основ финансовой грамотности необходимо, чтобы избежать финансовых потерь, обеспечить устойчивость своего личного и семейного бюджета, стабильное развитие домохозяйства.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
Высокий уровень финансовой грамотности, личная финансовая безопасность – важный фактор экономического благополучия населения, общества в целом и государства. Для людей серебряного возраста владение современными финансовыми инструментами особенно важно. Это возможность не только планировать бюджет, оптимизировать расходы, управлять накоплениями, но и говорить на одном языке с другими поколениями, быть частью современной экономики. Здоровые финансовые привычки, доступ к актуальным знаниям и технологиям позволяют чувствовать себя увереннее в условиях экономических и социальных вызовов.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Экономическая устойчивость достигается за счет испооьзования различных моделей финансирования: гранты, партнерские программы, платные услуги, спонсорская помощь партнеров. Целевая аудитория получает доступ к нашим услуг на безоплатной основе и на платной основе, в зависимости от финансирования конкретной группы. Партнеры проекта оказывают безвозмездную разнообразную поддержку-финансовую, организационную, имущественную ( предоставление аудиторий бесплатно).
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности
Инновационная составляющая проекта состоит в использовании технологии передачи знаний:

При обучении финансовой грамотности участники работают  со своими сверстниками по технологии P2P обучение (от англ. peer-to-peer — «равный — равному») — система взаимного обучения, в которой участвуют люди, стоящие на одной ступени.  При такой системе обучения у представителей старшего поколения при передачи знаний и навыков возникает доверие, уверенность, что они тоже научатся, справятся и смогут стать финансово грамотными людьми. 

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
100

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
60
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
1.Разработана Программа по ФГ для жителей Забайкальского края пожилого возраста из 8 тематических занятий.
2.Разработан методический материал для серебряных волонтеров из числа лучших выпускников программы первой волны для использования в дальнейшей просветительской деятельности.
3.Не менее 100 человек приняли участие в образовательном проекте по финансовой грамотности.
4.Не менее 5 организаций поддержали проект и стали его партнерами.
5.Не менее 8 человек стали волонтерами финансового просвещения.
6. Проведен методический семинар и серебряные волонтеры объединились в одно сообщество в Добро.Центре.
7.Не менее 5 публикаций размещено в СМИ и социальных сетях.
8. Запущена вторая волна проекта по реализации программы финансовой грамотности.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

У проекта несколько партнеров:

1. Союз пенсионеров Забайкальского края

2. Общественная палата забайкальского края

3. Читинский филиал РАНХ и ГС при Президенте Рф

4. ЗРО «Опора Росии»

5. Союз женщин забайкальского края

6. Сойиальный фонд России в Забайкальском крае

Количество членов команды проекта
4
Члены команды проекта

Лапа Елена Альбертовна-руководитель проекта, преподааватель

Сайгушкина Людмила Викторовна- координатор групп обучающихся

Азеева Любовь Владимировна-куратор групп обучающихся

Засухина Оксана Анатольевна- лидер ветеранской организации ОАО РЖД, куратор группы

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
200000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Были использованы ресурсы Читинского филиала РАННХ и ГС, занятия проходили очно на базе этой образовательной организации. таакже использовали административной и информационный ресур организаций-партнеров. 

Ссылки

Сайт проекта
Социальные сети проекта
Публикации о проекте
75.ru/news/326140 Представитель команды Стала чемпионом России по финансовой грамотности.
Презентация проекта
Дополнительные материалы
нет
Видео
не имеем

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ