Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
- повысить уровень функционирования ребёнка раннего возраста (от 1 года до 3 лет) на 80% от начального уровня его развития при поступлении в коррекционный маршрут, с целью повышения уровня его реабилитационного потенциала;
- повысить уровень сформированности академических, речевых, социальных навыков у детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) на 80% от начального уровня их развития при поступлении в социально-реабилитационный и коррекционный маршруты, с целью успешной их адаптации в среде сверстников;
- повысить уровень освоения программы начальной школы детьми младшего школьного возраста (от 8 до 12 лет), повысить уровень сформированности социальных и бытовых навыков на 80% от начального уровня их развития при поступлении в социально-реабилитационный и коррекционный маршруты, с целью успешной адаптации в школе и успешной сдачи аттестации по результатам школьного обучения;
- достигнуть оптимальных результатов в комплексном совершенствовании физических и когнитивных функций ребёнка, снятии у него страхов и психологических барьеров, формировании уверенности и веры в свои способности.
Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона» создан в июле 2015 года, с целью оказания социально-реабилитационной и коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ОВЗ необходима своевременная помощь в формировании академических навыков, социальных, речевых навыков и навыков взаимодействия со сверстниками для повышения качества жизни и уровня общего развития. Данная категория детей нуждается в постоянной коррекционной помощи и реабилитации. Семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями, нуждаются в психологической помощи.
В центре ежегодно на постоянной основе проходят реабилитацию более 450 детей, в том числе из городов Северодвинска, Новодвинска, Холмогор, Мирного и других городов и поселков Архангельской области. Это дети от 1 года до 12 лет, имеющие диагнозы аутизм, РАС, поражение ЦНС и другие задержки речевого и психического развития.
В центре ведется работа по следующим направлениям:
- раннее развитие (для детей от 1 года до 3 лет),
- речевое развитие,
- формирование основных навыков,
- интенсивы по АВА-терапии,
- игротерапия,
- физическая культура и сенсомоторное развитие,
- творчество,
- подготовка к школе,
- сопровождение начальной школы,
- формирование бытовых навыков.
Наша официальная группа Вконтакте https://vk.com/drugaya_storona29.
Каждый ребенок, посещающий центр, получает постоянное сопровождение от момента поступления до 12 лет, реализуются индивидуальные социально-реабилитационный и коррекционный маршруты. В центре обеспечивается комплексный индивидуальный подход к каждому ребенку, то есть каждый специалист центра выстраивает работу с ребенком таким образом, чтобы дополнять работу другого специалиста. Над развитием ребенка работает команда специалистов: логопеды, дефектологи, психологи, АВА-тераписты, нейропсихологи и нейрологопеды, специалисты по физическому развитию и игротерапии.
Большое внимание уделяется социализации детей в группе сверстников — проводятся занятия в мини-группе по развитию коммуникации и формированию понимания фронтальных инструкций, что важно для дальнейшей социализации детей в обществе.
На базе центра с 2018 года работает направление «Ранней помощи». Здесь малыши от 1 года до 3 лет, которые находятся в группе риска по состоянию здоровья — это недоношенные дети и дети у которых высокий риск по проявлениям аутистических черт получают индивидуальные коррекционные занятия, Так же ведется работа с семьей по принятию диагноза ребенка и его особенностей развития, проводятся обучающие занятия для родителей.
Для детей работает группа полного дня, в которой дети получают полноценную коррекционную помощь: индивидуальные занятия с дефектологом, логопедом, групповые занятия по физической кудьтуре, игротерапии и творчеству. Эта форма сотрудничества удобна для неполных семей, семей в которых несколько детей с инвалидностью, работающих родителей.
С 2019 года в центре проходит курс занятий по подготовке к школе. В данном курсе уделяется особое внимание формированию учебного поведения в группе сверстников. Дети находятся в условиях приближенных к школьным, что позволяет максимально подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.
В центре используются передовые технологии и методики работы с детьми ОВЗ. Педагоги регулярно повышают квалификацию, делятся опытом на региональных, всероссийских и международных конференциях и форумах. Специалисты работают под супервизией сертифицированных поведенческих аналитиков самого высокого международного уровня сертификации ВСВА, что открывает новые перспективы в работе с детьми.
Основное достижение нашей работы — это положительная динамика в развитии каждого ребенка. Для оценки динамики мы используем диагностику по сферам познавательной деятельности Mark L. Sundberg, Ph. D., BCBA VB-MAPP «Программа оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства». Данная диагностика позволяет оценить текущий уровень развития ребенка и выстроить оптимальный коррекционный маршрут с опорой на сильные стороны в развитии ребенка. Мы работаем над формированием навыков коммуникации, развития речи, мышления и памяти, академических навыков, а так же формирования навыков самообслуживания и учебного поведения. Навык считается сформированным, если ребенок выполняет его в 80% ситуаций.
Дети, получающие социально-реабилитационную и коррекционную помощь в центре успешно поступают в общеобразовательные школы, успешно адаптируются в обществе сверстников. Из опыта работы нашей организации: в 2017 году дети с ОВЗ, не получающие социально-реабилитационной и коррекционной помощи, поступали только в специальные коррекционные школы и лишь 50% из них продолжали обучение в коррекционной школе, других 50% детей переводили на домашнее обучение. В 2020 году дети, проходящие реабилитацию в центре и получающие коррекционную помощь на постоянной основе, поступили в общеобразовательные школы — 40% детей, оставшиеся 60% — поступили в специальные коррекционные школы. При этом все дети закончили первый класс и перешли во второй, ни один ребенок не был переведен на домашнее обучение, что очень важно для социальной адаптации детей в обществе.
В настоящее время центр располагает на праве собственности помещениями:
- г. Архангельск, ул. Выучейского д. 16 корп. 1, общая площадью 650 кв. м. ;
- г. Северодвинск, ул. Юбилейная д. 3, корп. 1, общая площадь 157,8 кв. м.
Центр тесно сотрудничает с муниципальными детскими садами, школами, в том числе находящимися в области. Взаимодействие выстроено с дефектологами и логопедами данных учреждений и носит консультационных характер. Специалисты нашего центра проводят тренинги, семинары (в том числе в онлайн формате) для данной категории специалистов. Мы всегда открыты для взаимодействия и обсуждения более детальных вопросов в области коррекционной работы и социальной реабилитации детей.
Центр успешно сотрудничает с комиссиями ПМПК г. Архангельска и Архангельской области. Специалисты центра организуют практические стажировочные площадки для студентов Северного Арктического Федерального университета.
Выстроено взаимодействие с неврологами и психиатрами городских поликлиник, частными клиниками и Перенатальным центром.
Деятельность центра находит широкий положительный отклик в родительских сообществах.
Дети в возрасте от 1 года до 12 лет с ментальной инвалидностью, аутизмом, РАС, задержками речевого и психического развития.
Наш проект решает задачи Архангельской области по оказанию социально-реабилитационной помощи детям в возрасте от 1 года до 12 лет с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ментальной инвалидностью, аутизмом, РАС, задержками речевого и психического развития. В Архангельской области проживает 4 768 детей с инвалидностью (на 1 января 2023 г.) https://sfri.ru/. Основные причины инвалидности детей в Архангельской области: врожденные аномалии развития, болезни нервной системы, психические расстройства. Ментальная инвалидность — сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности, поэтому дети требуют индивидуального подхода при реабилитации и постоянной коррекционной работы. Решая проблемы социальной реабилитации детей в регионе мы помогаем реализовать социальную политику Министерства труда, занятости и социального развития АО, поддерживаяя уровень качества предоставляемых услуг, на достаточно высоком уровне. В том числе решаем одну из главных задач Министерства труда, занятости и социального развития АО — повышение уровня качества жизни детей
С 2015 г. мы являемся поставщиком социальных услуг и ведем свою деятельность согласно Закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания». Любой родитель переживающий за развитие своего ребенка, проживающий на территории Архангельской области, может обратиться на консультацию к нашим специалистам. Специалист дает рекомендации по занятиям с ребенком, составляет индивидуальные социально-реабилитационный и коррекционные маршруты. Для заключения договора на оказание услуг потребуются медицинские документы, которые подтверждают нуждаемость ребенка в социальной реабилитации. Далее ребенок и родители начинают получать услуги в нашем центре.
Услуги предоставляются на бесплатной основе.
Проект успешно реализуется с 2015 г., в данный момент готов к масштабированию.
Инновационная составляющая проекта — работа по методике АВА-терапии (метод Прикладного анализа поведения), имеющей научно-доказанную эффективность, при коррекции аутизма, РАС, задержек речевого и психического развития, под супервизией поведенческих аналитиков международного уровня сертификации ВСВА.
Так же в нашем центре установлено современное высокотехнологичное интерактивное оборудование — интерактивный скалодром. Это новейшая обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, образовательные задачи и физическую активность. Интерактивный скалодром создает условия для совершенствования физических навыков, развития мышления, воображения, памяти и внимания.
Для контроля качества оказания услуг в центре разработана внутренняя система оценки качества услуг и внутренняя система кураторства, которые позволяют повысить качество работы специалистов и тем самым повысить динамику развития детей, что в нашей работе является самым главным фактором.
У 100% детей, получающих социально-реабилитационную помощь в нашем центре:
- улучшается обработка моторной сенсорной информации (координация, моторика, переключаемость движений);
- улучшается развитие высших психических функций (внимание, мышление, память и др.);
- повышаются навыки социального взаимодействия и формируется учебное поведение;
- формируются академические и бытовые навыки;
- повышается качество жизни детей;
- повышается социальная адаптация детей в обществе, дети в дальнейшем поступают в общеобразовательные школы;
- у семьи появляется психологический ресурс для воспитания особого ребенка, за счет этого дети сохраняются в семьях и не передаются в интернаты.
Ведем свою деятельность согласно Закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания».
Партнер проекта — Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Центр укомплектован квалифицированными специалистами, которые постоянно повышают уровень своей компетентности в области оказания социально-реабилитационной и коррекционной помощи детям — это 42 специалиста:
- психолог — 10 ед., (Каменченко Е. , Лацько А. , Феоктистова Е. , Акованцева К. , Щепоткина А. , Кудрявцева Н. , Аржанцева А. , Корпусова Е. , Моисеева О. , Дегтярева М. )
- нейропсихолог — 3 ед., (Каменченко Е. , Кудрявцева Н. , Прокофьева Н. )
- дефектолог — 3 ед., (Комарова С. , Шпынова Ю. , Рябич И. )
- нейрологопед — 1 ед., (Капарулина М. )
- логопед — 6 ед., (Кузнецова Я. , Тюлюбаева Я. , Малетина В. , Архирейская Е. , Аристова П. , Королева Н. )
- АВА-терапист — 4 ед., (Прокофьева Н. , Дегтярева И. , Тюлюбаева Я. , Моисеева О. )
- инструктор по физической культуре — 3 ед., (Алдохин М. , Терентьев А. , Крахин В. )
- специалист по социальной работе — 2 ед., (Голомолзина Г. , Некрасова Н. )
- специалист по ранней помощи — 3 ед., (Русова А. , Гончарова Д. , Яркова С. )
- делопроизводитель — 3 ед. (Студенова Г, Ползикова О. , Королева С. )
- администратор — 4 ед. (Мурашева С. , Филипова В. , Яковлев С. , Лященко В. )
Грант Губернатора Архангельской области (2015 г.) — 500 000 руб.
Пожертвования благотворителей.
https://vk.com/wall-29725798_747586
http://www.news29.ru/m/obschestvo/Luchshie_socialnye_proekty_Pomorja_budut_predstavleny_na_vserossijskom_urovne/60329 http://arhsvoboda.ru/?p=34563
https://29.ru/text/education/66112312/?from=window https://29.ru/text/education/66414832/ https://29.ru/preview/66376774/
https://29.ru/text/family/2021/05/13/69910304/#card_2
https://vk.com/drugaya_storona29?w=wall-121395022_936
https://vk.com/drugaya_storona29?w=wall-121395022_909
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций