Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
По данным ГАУ «Центр социального обслуживания населения по городу Кургану» clck.ru/ThLJQ в г. Кургане проживают 1500 детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности в городе ментальные нарушения занимают не менее 40%. По данным ФГИС ФРИ, детей с инвалидностью 3-17 лет в Курганской области более 94% от общего числа детей-инвалидов региона clck.ru/PTn2H. Таким образом, в Кургане проживает не менее 560 детей с ментальными нарушениями 3-17 лет.
У этих детей снижен уровень социальной адаптации. Причины этой проблемы:
1. Социальная изоляция этих детей. Из причин их социальной изоляции выделим две причины, на которые мы можем повлиять в рамках своей деятельности:
- низкий уровень моторных и коммуникативных навыков, не позволяющий им удовлетворить свои потребности в общении, отдыхе, развлечении, досуге, самоактуализации и самовыражении.
- отсутствие у них возможностей для общения с нормотипичными сверстниками — многие обучаются удаленно и общаются только внутри своей семьи. Некоторые посещают коррекционную школу.
2. Низкий уровень компетенций у родителей по развитию у детей с ментальными нарушениями моторных и коммуникативных навыков, необходимых им для социальной адаптации.
3. Эмоциональное выгорание, психологическая усталость родителей, братьев и сестер детей целевой группы, связанная с тем, что таким детям обычно требуется постоянное внимание и уход, и взрослея, они часто не становятся самостоятельнее. Это истощает психологические ресурсы семьи, а чем их меньше, тем меньше поддержки дети с ментальными нарушениями получают от членов семьи в социальной адаптации.
4. Дефицит в Кургане мероприятий, направленных на организацию семейного досуга и на расширение социальных контактов для семей с детьми целевой группы.
5. Семьи с детьми целевой группы сами решить проблему не могут в силу того, что:
1. Обеспечить повышение уровня моторных и коммуникативных навыков своих детей многие родители затрудняются, т. к. не владеют специальными навыками, не располагают достаточными средствами на оплату услуг специалистов коммерческого сектора, а специалисты госучреждений и НКО города не могут обеспечить этими услугами всех желающих. Кроме того, ряд методов с доказанной эффективностью, обеспечивающих повышение уровня этих навыков у таких детей, в городе не используется. Например, предлагаемый в нашем проекте метод канистерапии кроме нас в Кургане больше никто не использует.
2. Обеспечить своим детям достаточно общения с нормотипичными сверстниками могут немногие родители, т. к. в Кургане сохраняется дефицит инклюзивных социальных практик, работающих на системной основе, а вне таких практик сохраняется эмоциональный барьер и у нормотипичных, и у имеющих ментальные нарушения детей, затрудняющий общение между ними. Также негативно влияет занятость некоторых родителей.
3. Некоторые госучреждения и НКО г. Кургана бесплатно или по низким ценам оказывают психологическую поддержку родителям для снятия у них состояния эмоционального выгорания и снижения психологической усталости. Но спрос на такую поддержку значительно выше имеющихся у этих организаций возможностей. При этом профессиональное оказание психологической поддержки нормотипичным братьям и сестрам детей с ментальными нарушениями в Кургане практически отсутствует.
4. При наличии крепкого материального достатка мероприятия, на которых семьи целевой группы могут отдохнуть и расширить свои социальные контакты, найти в Кургане нетрудно. Но большинство семей целевой группы таким уровнем достатка не располагают.
Необходимость нашей практики обусловлена тем, что:
1. Результаты деятельности Центра показывают, что программы занятий с элементами канистерапии дают положительный эффект в повышении уровня социальной адаптации детей с ментальными нарушениями г. Кургана, но для того, чтобы эффект закрепился и стал постоянным, нужна более насыщенная и продолжительная программа.
2. Спрос родителей детей целевой группы на занятия с элементами канистерапии, семейные досуговые мероприятия и мероприятия по снижению у родителей психологической усталости растет. Список семей, находящихся в настоящий момент в резерве на участие в проекте, приложен в приложении.
3. Для того, чтобы повысить компетенции родителей в развитии моторных и коммуникативных навыков детей мы привлекаем для работы с родителями детей целевой группы логопеда и педагога-психолога. Таким образом создаем условия для продолжения работы внутри семьи по развитию у детей этих навыков после завершения их участия в проекте.
6. Описание сути практики
Семейная развивающая программа социальной адаптации детей с ментальными нарушениями «Собаки детям» направлена на повышение уровня социальной адаптации детей с ментальными нарушениями, проживающих в г. Кургане, и профилактику эмоционального выгорания у родителей этих детей методом канистерапии, арттерапии и организацией содержательного досуга для семей-участников проекта.
Ребенок с ментальными нарушениями в силу своих особенностей нуждается в особых развивающих программах, которые отличаются от стандартных. Состояние такого ребенка обычно сопровождается задержкой психического развития, нарушением зрения, слуха, речи, умственной отсталостью, нарушением функций опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом. Специфической особенностью дефекта при ментальных нарушениях является дефицит высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации этих детей в обществе.
Двигательная недостаточность – один из невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, который мешает ребенку овладевать предметным миром с раннего возраста.
Специальные исследования выявили у большинства детей с ментальными нарушениями недостаточную сформированность моторных функций. Неразвитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий. Движения неточные и нечеткие. Ребенку затруднительно выполнять физические упражнения, повторяя действия за инструктором или слушая его устные наставления. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, плохая координация кистей и пальцев рук обусловлена отсутствием или несформированностью навыков самообслуживания.
Дети с отклонениями в развитии, помимо основного заболевания, не умеют общаться:
- их контакты поверхностны, нервозны и поспешны;
- они одновременно ищут внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение;
- нуждаясь в любви и внимании, они не умеют ни принять, ни ответить на эти проявления.
Неправильно сформированный опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную, а часто и агрессивную позицию, имеет низкую мотивацию к обучению. Психотерапевтический эффект реабилитационных занятий с элементами канистерапии, несомненно, высок.
Разработанная методика проводимых занятий позволяет в ряде случаев снизить остроту проявлений девиантного поведения и улучшить коммуникативные возможности детей с ментальными нарушениями.
Занятия с использованием метода канистерапии с детьми очень способствуют их позитивному эмоциональному настрою, социальной адаптации и интеграции.
В ходе работы важно научить ребенка взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, развивать лидерские качества, принимать ответственность за собственные решения, доверять окружающим.
Секрет успеха канистерапевтической работы в том, что собака выступает посредником взаимодействия. Она в полной мере способна создать ситуацию доверия и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми и животными.
Выполнение различных совместных с животными заданий, игр помогает решить эти задачи. У ребенка формируется активная жизненная позиция, возникает чувство ответственности, он учится сопереживать, повышается мотивация к обучающим занятиям, у него появляется больше поводов для радости.
Совместная работа детей и родителей на занятиях — важное направление работы программы. Основная часть заданий программы направлена на вовлечение родителей в ее реализацию.
Из 4 направлений канистерапии АНО Центр всестороннего развития «Мы вместе» работает по двум.
1. AAA — animal assisted activity — Совместная с собакой активность, физическая деятельность.
Это физические упражнения, игры, эстафеты, прогулки, которые пациент выполняет в содружестве и тесном контакте с дружелюбной обученной собакой. Такие занятия чаще всего групповые — это игры, эстафеты, дрессировка собак, подготовка к совместным выступлениям.
Занятия проводятся для любых людей, которым доступна активность: здоровые дети, дети с ЗПР, ДЦП, пожилые люди с сосудистыми заболеваниями головного мозга, последствиями инсульта и т. п.
Есть занятия, которые включают в себя несколько направлений канистерапии.
Например, проект «Погуляй с другом». В нем задействовано и общение с собакой, и совместная активность.
Также мы проводим интерактивные спектакли и сюжетно ролевые игры, где вожатые с собаками разыгрывают представление для детей или пожилых, показывая реальные ситуации (работа собаки полицейского, собаки-спасателя и т. п. ) или сказочные истории.
При этом зрители вовлекаются в представления. Степень вовлеченности зависит от количества зрителей и их физического состояния, но иногда это могут быть и эстафеты, преодоление препятствий и прочая совместная с собакой активность.
2. AAE — animal assisted education — Обучение с помощью собаки.
Яркий пример такого занятия — это проект «Читаем для собаки», где дети совершенствуются в чтении, читая книги дружелюбным собакам, которые обучены внимательно слушать. На индивидуальных занятиях дети, которые испытывают проблемы в учебе, объясняют собаке свои домашние задания. Кроме того, обучение с использованием собак мы применяем как элемент многих развивающих групповых занятий.
Кроме метода канистерапии и арттерапии, для повышения эффективности программы в работе используются практики с доказанной эффективностью: визуальное расписание, социальные истории, таймер, средства альтернативной коммуникации.
Наши наработки нашли отклик и поддержку Фонда Президенских грантов, в период с 2021 по 2023 года проект «Собаки детям» четыре раза получал грантовую поддержку Фонда на общую сумму 16 млн. рублей.
За семь лет реализации проекта «Собаки детям» были проведены благотворительные и семейные мероприятия, интерактивы и мастер-классы, направленные на повышения уровня жизни семей с детьми с ментальными нарушениями.
В 2022 году по результатам Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства на региональном этапе проект стал победителем в номинации «Лучший социальный проект НКО в сфере социального обслуживания»
В 2023 году практика СО НКО Собаки детям АНО Центр «Мы вместе» заняла первое место в региональном этапе Всероссийского Конкурса лучших практик СО НКО в сфере помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства 18+, а также их семьям «Меняем мир вместе»
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
У большинства детей целевой группы недостаточно развиты навыки общения и социального взаимодействия. Причины этой проблемы:
1. Социальная изоляция этих детей.
2. Низкий уровень компетенций у родителей по развитию у детей с ментальными нарушениями коммуникативных, творческих, бытовых, и моторных навыков, необходимых им для общения и социального взаимодействия.
3. Эмоциональное выгорание, психологическая усталость родителей и других членов семей детей и подростков целевой группы, связанная с тем, что таким детям обычно требуется постоянное внимание и уход, и взрослея, они часто не становятся самостоятельнее. Это истощает психологические ресурсы семьи, а чем их меньше, тем меньше поддержки дети с ментальными нарушениями получают от членов семьи в развитии навыков общения и социального взаимодействия.
4. Недостаточная доступность в Кургане мероприятий, направленных на творческую самореализации детей с ментальными нарушениями; организацию семейного досуга и расширение социальных контактов для семей с детьми целевой группы.
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Проект реализуется как при поддержке Фонда президентских грантов, так и на платной основе..
Целевая аудитория получает информацию о занятиях с методом канистерапии через публичные размещения о деятельности в группе проекта в ВК: каким образом проходят занятия, какие методы применяются, какие результаты достигнуты, отзывы родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями и посещающих занятия. По всем вопросам родители могут обратиться к руководителю по телефону или написать вопрос менеджеру в сообщения в группе.
Приглашение и набор участников проекта на Без оплатной основе проводится в группе проекта в Вк, путем заполнения специально разработанных анкет
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Используя наработанную практику в ходе проекта и учитывая отклики родителей, появились такие новые наработки как:
1. Программа КАНИС-ИНТЕНСИВА, сочетающая в себе комплекс занятий с использованием метода канистерапии и привлечение специалистов в одном ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ. Это позволяет планировать занятия детей с ментальными нарушениями без присутствия родителей на более продолжительное время — до 4 часов — и у взрослых появляется свободное время для себя.
2. Объединение родителей, как во время занятий, так и вовремя культурно-массовых мероприятий активировало общение по общим вопросам, что повлекло единение вне проекта: проявило желание дополнительного общения и проведения встреч по интересам и предложили команде проекта темы для встреч.
3. Разрабатывается внедряется новое уникальное для Кургана направление работы "Центр дневной занятостм для детей и подростков с ментальными нарушениями «Мы вместе»
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
В ходе реализации программы нами проводится входящая и итоговая диагностика и анкетирование, позволяющие оценить результаты проекта по следующим показателям:
1. Картина прироста динамических показателей, взятых за основу для оценки эффективности проекта, выглядит следующим образом:
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ — прирост на 39,37%
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ — прирост на 22,61%
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — прирост на 27,42%
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Малькова Оксана Сергеевна — руководитель проекта, педагог-психолог, тренер по АФК, канистерапевт, член Национальной ассоциации «Объедененные энималтерапевты».
Мальков Валерий Викторович – педагог-психолог, менеджер проекта.
Нестерова Евгения Александровна — психолог проекта, кандидат психологических наук, заведующая отделением психолого-педагогической помощи ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Колмакова Александра Борисовна — организатор и ведущая семейных досуговых мероприятий.
Мирчук Мария Александровна — дизайнер, фотограф, руководитель творческой мастерской, художник.
Шквира Анастасия Владимировна — педагог — PRO BONO волонтер, учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования
Проект реализуется на собственные средства организации, а также при грантовой поддержке Фонда Президентских грантов, благотворительные взносы и при частичном софинансировании от родителей.
Общая сумма расходов на реализацию программы, по состоянию на апрель 2023 года
16 055 778,72
Финансирование от ФПГ — 9 471 562,44
Собственный вклад — 6 584 218,28
В феврале получена поддержка от Фонда президентских грантов на 4 этап проекта «Собаки детям – 4»
Расходы на новый проект с 01.04.2023 по 31.07.2024:
Собственный вклад:
3 816 993,18
Финансирование от ФПГ: 4 949 249,0
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций