Семейная развивающая программа социальной адаптации детей с ментальными нарушениями «Собаки детям»

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Уральский
Субъект Федерации
Курганская область
Город
Курган

Информация об организации

Название
Автономная некоммерческая организация Центр всестороннего развития «Мы вместе»
Год создания
2019
Руководитель
Малькова Оксана Сергеевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Малькова Оксана Сергеевна
Должность
Учредитель/генеральный директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2016
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Развитие навыков общения и социального взаимодействия у детей и подростков с ментальными нарушениями в возрасте от 3 до 17 лет, проживающих в г. Кургане, а также содействие в снижении уровня эмоциональной напряженности, психологической усталости и в повышении уровня компетенций по развитию у детей с ментальными нарушениями навыков общения и социального взаимодействия у родителей/законных представителей детей и подростков с ментальными нарушениями в возрасте от 3 до 17 лет, проживающих в г. Кургане,
Краткое описание

По данным ГАУ «Центр социального обслуживания населения по городу Кургану» clck.ru/ThLJQ в г. Кургане проживают 1500 детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности в городе ментальные нарушения занимают не менее 40%. По данным ФГИС ФРИ, детей с инвалидностью 3-17 лет в Курганской области более 94% от общего числа детей-инвалидов региона clck.ru/PTn2H. Таким образом, в Кургане проживает не менее 560 детей с ментальными нарушениями 3-17 лет.

У этих детей снижен уровень социальной адаптации. Причины этой проблемы:

1. Социальная изоляция этих детей. Из причин их социальной изоляции выделим две причины, на которые мы можем повлиять в рамках своей деятельности:

- низкий уровень моторных и коммуникативных навыков, не позволяющий им удовлетворить свои потребности в общении, отдыхе, развлечении, досуге, самоактуализации и самовыражении.

- отсутствие у них возможностей для общения с нормотипичными сверстниками — многие обучаются удаленно и общаются только внутри своей семьи. Некоторые посещают коррекционную школу.

2. Низкий уровень компетенций у родителей по развитию у детей с ментальными нарушениями моторных и коммуникативных навыков, необходимых им для социальной адаптации.

3. Эмоциональное выгорание, психологическая усталость родителей, братьев и сестер детей целевой группы, связанная с тем, что таким детям обычно требуется постоянное внимание и уход, и взрослея, они часто не становятся самостоятельнее. Это истощает психологические ресурсы семьи, а чем их меньше, тем меньше поддержки дети с ментальными нарушениями получают от членов семьи в социальной адаптации.

4. Дефицит в Кургане мероприятий, направленных на организацию семейного досуга и на расширение социальных контактов для семей с детьми целевой группы.

5. Семьи с детьми целевой группы сами решить проблему не могут в силу того, что:

1. Обеспечить повышение уровня моторных и коммуникативных навыков своих детей многие родители затрудняются, т. к. не владеют специальными навыками, не располагают достаточными средствами на оплату услуг специалистов коммерческого сектора, а специалисты госучреждений и НКО города не могут обеспечить этими услугами всех желающих. Кроме того, ряд методов с доказанной эффективностью, обеспечивающих повышение уровня этих навыков у таких детей, в городе не используется. Например, предлагаемый в нашем проекте метод канистерапии кроме нас в Кургане больше никто не использует.

2. Обеспечить своим детям достаточно общения с нормотипичными сверстниками могут немногие родители, т. к. в Кургане сохраняется дефицит инклюзивных социальных практик, работающих на системной основе, а вне таких практик сохраняется эмоциональный барьер и у нормотипичных, и у имеющих ментальные нарушения детей, затрудняющий общение между ними. Также негативно влияет занятость некоторых родителей.

3. Некоторые госучреждения и НКО г. Кургана бесплатно или по низким ценам оказывают психологическую поддержку родителям для снятия у них состояния эмоционального выгорания и снижения психологической усталости. Но спрос на такую поддержку значительно выше имеющихся у этих организаций возможностей. При этом профессиональное оказание психологической поддержки нормотипичным братьям и сестрам детей с ментальными нарушениями в Кургане практически отсутствует.

4. При наличии крепкого материального достатка мероприятия, на которых семьи целевой группы могут отдохнуть и расширить свои социальные контакты, найти в Кургане нетрудно. Но большинство семей целевой группы таким уровнем достатка не располагают.

Необходимость нашей практики обусловлена тем, что:

1. Результаты деятельности Центра показывают, что программы занятий с элементами канистерапии дают положительный эффект в повышении уровня социальной адаптации детей с ментальными нарушениями г. Кургана, но для того, чтобы эффект закрепился и стал постоянным, нужна более насыщенная и продолжительная программа.

2. Спрос родителей детей целевой группы на занятия с элементами канистерапии, семейные досуговые мероприятия и мероприятия по снижению у родителей психологической усталости растет. Список семей, находящихся в настоящий момент в резерве на участие в проекте, приложен в приложении.

3. Для того, чтобы повысить компетенции родителей в развитии моторных и коммуникативных навыков детей мы привлекаем для работы с родителями детей целевой группы логопеда и педагога-психолога. Таким образом создаем условия для продолжения работы внутри семьи по развитию у детей этих навыков после завершения их участия в проекте.

6. Описание сути практики

https://vk.com/sobaki_detyam

Семейная развивающая программа социальной адаптации детей с ментальными нарушениями «Собаки детям» направлена на повышение уровня социальной адаптации детей с ментальными нарушениями, проживающих в г. Кургане, и профилактику эмоционального выгорания у родителей этих детей методом канистерапии, арттерапии и организацией содержательного досуга для семей-участников проекта.

Ребенок с ментальными нарушениями в силу своих особенностей нуждается в особых развивающих программах, которые отличаются от стандартных. Состояние такого ребенка обычно сопровождается задержкой психического развития, нарушением зрения, слуха, речи, умственной отсталостью, нарушением функций опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом. Специфической особенностью дефекта при ментальных нарушениях является дефицит высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации этих детей в обществе.

Двигательная недостаточность – один из невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, который мешает ребенку овладевать предметным миром с раннего возраста.

Специальные исследования выявили у большинства детей с ментальными нарушениями недостаточную сформированность моторных функций. Неразвитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий. Движения неточные и нечеткие. Ребенку затруднительно выполнять физические упражнения, повторяя действия за инструктором или слушая его устные наставления. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, плохая координация кистей и пальцев рук обусловлена отсутствием или несформированностью навыков самообслуживания.

Дети с отклонениями в развитии, помимо основного заболевания, не умеют общаться:

- их контакты поверхностны, нервозны и поспешны;

- они одновременно ищут внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение;

- нуждаясь в любви и внимании, они не умеют ни принять, ни ответить на эти проявления.

Неправильно сформированный опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную, а часто и агрессивную позицию, имеет низкую мотивацию к обучению. Психотерапевтический эффект реабилитационных занятий с элементами канистерапии, несомненно, высок.

Разработанная методика проводимых занятий позволяет в ряде случаев снизить остроту проявлений девиантного поведения и улучшить коммуникативные возможности детей с ментальными нарушениями.

Занятия с использованием метода канистерапии с детьми очень способствуют их позитивному эмоциональному настрою, социальной адаптации и интеграции.

В ходе работы важно научить ребенка взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, развивать лидерские качества, принимать ответственность за собственные решения, доверять окружающим.

Секрет успеха канистерапевтической работы в том, что собака выступает посредником взаимодействия. Она в полной мере способна создать ситуацию доверия и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми и животными.

Выполнение различных совместных с животными заданий, игр помогает решить эти задачи. У ребенка формируется активная жизненная позиция, возникает чувство ответственности, он учится сопереживать, повышается мотивация к обучающим занятиям, у него появляется больше поводов для радости.

Совместная работа детей и родителей на занятиях — важное направление работы программы. Основная часть заданий программы направлена на вовлечение родителей в ее реализацию.

Из 4 направлений канистерапии АНО Центр всестороннего развития «Мы вместе» работает по двум.

1. AAA — animal assisted activity — Совместная с собакой активность, физическая деятельность.

Это физические упражнения, игры, эстафеты, прогулки, которые пациент выполняет в содружестве и тесном контакте с дружелюбной обученной собакой. Такие занятия чаще всего групповые — это игры, эстафеты, дрессировка собак, подготовка к совместным выступлениям.

Занятия проводятся для любых людей, которым доступна активность: здоровые дети, дети с ЗПР, ДЦП, пожилые люди с сосудистыми заболеваниями головного мозга, последствиями инсульта и т. п.

Есть занятия, которые включают в себя несколько направлений канистерапии.

Например, проект «Погуляй с другом». В нем задействовано и общение с собакой, и совместная активность.

Также мы проводим интерактивные спектакли и сюжетно ролевые игры, где вожатые с собаками разыгрывают представление для детей или пожилых, показывая реальные ситуации (работа собаки полицейского, собаки-спасателя и т. п. ) или сказочные истории.

При этом зрители вовлекаются в представления. Степень вовлеченности зависит от количества зрителей и их физического состояния, но иногда это могут быть и эстафеты, преодоление препятствий и прочая совместная с собакой активность.

2. AAE — animal assisted education — Обучение с помощью собаки.

Яркий пример такого занятия — это проект «Читаем для собаки», где дети совершенствуются в чтении, читая книги дружелюбным собакам, которые обучены внимательно слушать. На индивидуальных занятиях дети, которые испытывают проблемы в учебе, объясняют собаке свои домашние задания. Кроме того, обучение с использованием собак мы применяем как элемент многих развивающих групповых занятий.

Кроме метода канистерапии и арттерапии, для повышения эффективности программы в работе используются практики с доказанной эффективностью: визуальное расписание, социальные истории, таймер, средства альтернативной коммуникации.

Наши наработки нашли отклик и поддержку Фонда Президенских грантов, в период с 2021 по 2023 года проект «Собаки детям» четыре раза получал грантовую поддержку Фонда на общую сумму 16 млн. рублей.

 За семь лет реализации проекта «Собаки детям» были проведены благотворительные и семейные мероприятия, интерактивы и мастер-классы, направленные на повышения уровня жизни семей с детьми с ментальными нарушениями.

 В 2022 году по результатам Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства на региональном этапе проект стал победителем в номинации «Лучший социальный проект НКО в сфере социального обслуживания»

 В 2023 году практика СО НКО Собаки детям АНО Центр «Мы вместе» заняла первое место в региональном этапе Всероссийского Конкурса лучших практик СО НКО в сфере помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства 18+, а также их семьям «Меняем мир вместе»

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Целевая аудитория
Семьи, воспитывающие детей и подростков в возрасте от 3 до 17 лет с ментальными нарушениями, проживающие в г. Кургане
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

У большинства детей целевой группы недостаточно развиты навыки общения и социального взаимодействия. Причины этой проблемы: 
1. Социальная изоляция этих детей.

2. Низкий уровень компетенций у родителей по развитию у детей с ментальными нарушениями коммуникативных, творческих, бытовых, и моторных навыков, необходимых им для общения и социального взаимодействия. 
3. Эмоциональное выгорание, психологическая усталость родителей и других членов семей детей и подростков целевой группы, связанная с тем, что таким детям обычно требуется постоянное внимание и уход, и взрослея, они часто не становятся самостоятельнее. Это истощает психологические ресурсы семьи, а чем их меньше, тем меньше поддержки дети с ментальными нарушениями получают от членов семьи в развитии навыков общения и социального взаимодействия.

4. Недостаточная доступность в Кургане мероприятий, направленных на творческую самореализации детей с ментальными нарушениями; организацию семейного досуга и расширение социальных контактов для семей с детьми целевой группы. 

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Проект реализуется как при поддержке Фонда президентских грантов, так и на платной основе..
Целевая аудитория получает информацию о занятиях с методом канистерапии через публичные размещения о деятельности в группе проекта в ВК: каким образом проходят занятия, какие методы применяются, какие результаты достигнуты, отзывы родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями и посещающих занятия. По всем вопросам родители могут обратиться к  руководителю по телефону или написать вопрос менеджеру в сообщения в группе.
Приглашение и набор участников проекта на Без оплатной основе проводится в группе проекта в Вк, путем заполнения специально разработанных анкет

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Используя наработанную практику в ходе проекта и учитывая отклики родителей, появились такие новые наработки как:
1.   Программа КАНИС-ИНТЕНСИВА, сочетающая в себе комплекс занятий с использованием метода канистерапии и привлечение специалистов в одном ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ. Это позволяет планировать занятия детей с ментальными нарушениями без присутствия родителей на более продолжительное время — до 4 часов — и у взрослых появляется свободное время для себя.
2.   Объединение родителей, как во время занятий, так и вовремя культурно-массовых мероприятий активировало общение по общим вопросам, что повлекло единение вне проекта: проявило желание дополнительного общения и проведения встреч по интересам и предложили команде проекта темы для встреч.

3. Разрабатывается внедряется новое уникальное для Кургана направление работы "Центр дневной занятостм для детей и подростков с ментальными нарушениями «Мы вместе»

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1614

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
674
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

В ходе реализации программы нами проводится входящая и итоговая диагностика и анкетирование, позволяющие оценить результаты проекта по следующим показателям:

1. Картина прироста динамических показателей, взятых за основу для оценки эффективности проекта, выглядит следующим образом:

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ — прирост на 39,37%

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ — прирост на 22,61%

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — прирост на 27,42%

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта
За время реализации проекта привлечено 27 партнеров:
1. Управление культуры Курганской области – информационная и организационная поддержка
2. ГАУК «Курганское областное музейное объединение»– информационная и организационная поддержка
3. КРОО «Планета 7Я» – информационная и организационная поддержка
4. КРОО Союз отцов Курганской области – информационная и организационная поддержка
5. Информационный холдинг ГТРК «Курган» – информационная поддержка
6. Компания «Зауральские напитки» – материальная поддержка
7. Главное управление социальной защиты населения Курганской области – информационная и организационная поддержка
8. ДЕТСКИЙ ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ «ЛУНОПОЛИС» –организационная поддержка
9. Театр кукол «Гулливер» – организационная поддержка
10. Курганский Дом молодежи – информационная и организационная поддержка
11. Курганская областная молодежная общественная организация «XXI ВЕК» – организационная поддержка
12. Детский вожатский отряд «Клюква» – организационная поддержка
13. Курганская городская организация инвалидов ВОИ – информационная и организационная поддержка
14. Фотосалон FotoGraf – материальняа поддержка
15. Музей истории города Кургана – информационная и организационная поддержка
16. ТРЦ Пушка| Кинотеатр, боулинг, лазертаг – материальная поддержка
17. Центр инклюзивного творчества «Авантюрин» – организационная поддержка
18. фотографы — Николай Пушилин и Татьяна Чухломина – материальная поддержка
19. наши родители — материальная поддержка
20. Центр инклюзивного творчества «Территория талантов» – организационная поддержка
21. Пекарня-кафе «Хлебный дворик» – материальная поддержка
22. Региональный ресурсный центр для СО НКО – информационная и консультационная поддержка
23. Общественная палата Курганской области – информационная поддержка
24. Курганский Региональный Ресурсный Центр – информационная и организационная поддержка
25. ГБУ «Дирекция эксплуатации и содержания спортивных объектов Курганской области» — орга-низационная поддержка
26. Информационный холдинг Область45 — информационная поддержка
27. Курган и курганцы. Новости Кургана — информационная поддержка
Количество членов команды проекта
8
Члены команды проекта

Малькова Оксана Сергеевна — руководитель проекта, педагог-психолог, тренер по АФК, канистерапевт, член Национальной ассоциации «Объедененные энималтерапевты».

Мальков Валерий Викторович – педагог-психолог, менеджер проекта.

Нестерова Евгения Александровна — психолог проекта, кандидат психологических наук, заведующая отделением психолого-педагогической помощи ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 Колмакова Александра Борисовна — организатор и ведущая семейных досуговых мероприятий.

 Мирчук Мария Александровна — дизайнер, фотограф, руководитель творческой мастерской, художник.

 Шквира Анастасия Владимировна — педагог — PRO BONO волонтер, учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
16055778
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Проект реализуется на собственные средства организации, а также при грантовой поддержке Фонда Президентских грантов, благотворительные взносы и при частичном софинансировании от родителей.

Общая сумма расходов на реализацию программы, по состоянию на апрель 2023 года

16 055 778,72

Финансирование от ФПГ — 9 471 562,44

Собственный вклад — 6 584 218,28

В феврале получена поддержка от Фонда президентских грантов на 4 этап проекта «Собаки детям – 4»

Расходы на новый проект с 01.04.2023 по 31.07.2024:

Собственный вклад:

3 816 993,18

Финансирование от ФПГ:  4 949 249,0

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ